один из вариантов теории глобализации, возникший в конце XX в. в условиях сближения между «цивилизационщиками» и «мондиалиста-ми». Кризис изоляционистской теории цивилизаций, представители к-рой отрицали единство человечества и признавали только существование независимых локальных цивилизаций, и «мондиалистской» интерпретации человеческого об-ва, сторонники к-рой отрицали его цивилизационное многообразие, привел к возникновению Ц.в.к. Создание Ц.в.к. было обусловлено также тем, что, с одной стороны, модернизация незападных об-тв не привела к стиранию культурных различий в мире, а с др. — бурная экспансия транснациональных корпораций, развитие всемирных коммуникационных сетей делали мир все более взаимозависимым и целостным (5). Основу Ц.в.к. составляет коллизия единства и разнообразия мира — проблема, к-рая в мироведении имеет вид осн. антиномии: «мир и един, и не един; и множествен, и не множествен». Ц.в.к. основывается на идее, согласно к-рой каждая цивилизация в соответствии с собственной цивилизационной спецификой формирует свои глобальные «Вызовы» и свои «Ответы» на «Вызовы» др. цивилизаций. Согласно Ц.в.к. отдельные цивилизации в процессе развертывания глобализации вынуждены все более эксплицитно отвечать на ее «вызовы», выражая тем самым свой уникальный вклад в мировое сооб-во. Нек-рыми исследователями отдельные цивилизации вообще рассматриваются как «вызовы» глобальным императивам (1). В рамках Ц.в.к. сами цивилизации становятся возможными лишь как «civilization of meeting» («встреча цивилизаций»), как их диалог на базе всеобщих символических форм. На этой основе происходит как специфически цивилизационная интерпретация всеобщих универсалий, так и вырабатывается их глобальная конфигурация. Такая коммуникационно-герменевтическая концепция цивилизаций преодолевает представление о них как о дискретных социокультурных единицах. Ц.в.к. трактуется неоднозначно: 1) как взаимосвязь равноценных цивилизаций, различие между к-рыми по оси «традиция — модернизация» релятивизируется; 2) как господство одной цивилизации, воздействие к-рой на др. цивилизации порождает смешанные и дегенерированные формы; 3) как становление общемировой цивилизации, основанной на «единой религии человечества»; 4) как столкновение цивилизаций.
Лит.: 1) Чешков М.А. Осмысление мироцелостности: новая оппозиция идей или их сближение ?// Мировая экономика и международные отношения. 1995. N 2; 2) Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et Contra. Т 2.; 3) Распад и рождение государства. М., 1997; 4) Чешков М.А. Глобальный контекст постсоветской России: Очерк теории и методологии мироцелостности. М., 1999; 5) Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипу-ренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000; 6) Иноземцев В.Л. Гпобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль-XXL 2000. N 1. А.В. Лубский
ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНЦЕПЦИИ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНЦЕПЦИИ
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001