(ЦЗУ) – миссия управления как способа совершенствования гражданской жизни больших масс людей на основе организации их повседневной жизни и деятельности в целях достижения более высоких рубежей в развитии материальной и духовной культуры. Управления берет своё начало как протоуправление вместе с антропосоциогенезом в глубинах человеческой эволюции, примерно 3,5 млн. лет назад. Однако управление как значимый социальный феномен,в форме синкретизма власти и собственности, складывается только в эпоху появления цивилизаций. Рефлексия управления в отношении своей миссии начинается значительно позже. Но уже библейские тексты говорят о трудных поисках рациональной организации общества, т.е. оптимальных систем управления, часто нелепых, но порой гениальных, закладывающих основы цивилизации. Сама цивилизация должна была еще прорасти рациональным отражением действительности, прежде чем смогла поставить вопрос о смысле, природе и сущности управления. Развитый социальный институт управления – это рациональное, целеполагающее, систематическое регулирования отношений больших масс людей, связанных друг с другом не только непосредственным, но в большей мере опосредованным образом. Такое регулирование массовой деятельности человеческих индивидов возможно только с помощью государства, которое создает (издает) законы как регуляторы социальной деятельности и отношений. Совокупность законов образует систему правового управленческого регулирования, для осуществления которого необходимы письменность и развитые математические исчисления. Всё это вместе и сделало возможным появление самой цивилизации как нового, невиданного ранее типа культуры и самих общественных отношений. Цивилизация немыслима без государства и социального института управления. Как равно и эти феномены невозможны без цивилизационных достижений человеческого общества. Можно сказать, что именно управление как феномен и социальный институт создает цивилизацию, а цивилизационные отношения формируют в полном смысле слова само управление, непрерывно совершенствуя и развивая этот инструмент регулирования социальных отношений и организационной деятельности людей. Первыми в истории общества, как известно, были египетская, андская, шумерская, микойская, китайская, майянская цивилизации, положившие начало новому качеству человеческой жизни и отношений. Греческая, римская цивилизации, давшие непосредственное начало современной европейской культуре, – более поздние цивилизационные образования, уходящие корнями в культуру ранних цивилизаций. Г. Мишо и Э. Марк соотносят близкородственные и очень важные для понимания управления понятия «общество», «цивилизация», «культура». Общество у них – это «организованный ансамбль индивидов, связанных длительными отношениями», а цивилизация – результат деятельности общества, в котором культуре отводится место и смысл «стиля», «образа жизни и поведения, формы созидания, посредством которых это общество выражает себя». Цивилизация как новое состояние общества несет в себе то самое «смягчение нравов» (В.Р. Мирабо) и установление рациональных законов общественного бытия и общественного жития – общежития, через которое формируется социальный институт управления. Управление, как рациональное воздействие на социальность, по мере его оптимизации,«смягчает нравы», устанавливает сначала менее жестокие, а в дальнейшем – менее жесткие, в идеале – благоприятные отношения между людьми. Всё возрастающая информационная емкость человеческого интеллекта ведет и к более высоким формам рациональности, в итоге – к совершенствованию социального института управления, государства и новой цивилизации, как новому типу культуры. Большое значение для развития управления в эпоху цивилизации играет отмечаемое А. Тойнби «приобщение через имитацию к социальным ценностям», или мимесис. В примитивных обществах, говорит Тойнби, мимесис ориентирован на обычай и направлен в прошлое. «В обществе, где мимесис направлен в будущее, обычай увядает, и общество динамично устремляется по пути изменений и роста». Рост знаний, рационального интеллекта и определяет социальную эволюцию и ее цивилизационную стадию. Управление, в новых отношениях, предстает как изобретение устремленной вперед цивилизации. Французская энциклопедия вводит управление в число характеристик, отличающих цивилизацию от традиционного общества. «Развитие технологии, включающее в себя не только орудия труда и ремесел, но и, что еще более важно, управленческих навыков, – говорится здесь, – функционально привязано к процессам формирования цивилизации». В интеллектуальной сфере цивилизация способствует развитию спекулятивной мысли, расширению представлений о времени, созданию точных и прогностических наук, внедрению общепринятой символики для записи и передачи информации, фиксирование мер времени и пространства, то есть фактически всего того, что становится важнейшими качествами социально ориентированного образования и культуры. Развитие письменности и систем счисления становится необходимым в делах административного управления сложными политическими системами. Важно подчеркнуть, что «цивилизация начинается там, где совершается переход к сельскому хозяйству, ведут оседлый образ жизни, устанавливают определенную форму управления и осваивают письменность», как подчеркивает С. Хантингтон. Со временем слово «цивилизация» стало означать для большинства «совокупность наиболее плотно сгустившихся форм жизни», а именно как «преобладающих в обществе видов производства, потребления, обучения, управления, сообщения, службы, …возникающих из разнообразного качества жизни – общей культуры сожительствующих индивидов». Таким образом, цивилизация рождается с появлением управления и всех сопутствующих ему явлений. А управление, в свою очередь, принимает завершенные, полноценные формы и вырастает до уровня социального института именно в эпоху цивилизаций.
Лит.: Валентей С.Д., Нестеров Л.И. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М., 2003; Гарсия Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» // Вопросы философии, 2002, № 12; Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1998; Гелих О.Я. Управление и насилие. СПб., 2004; Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 2001; Armillas P. The International Encyclopedia of Social Sciences. Vol. 16. L., 1968; Huntington E. Mainsprings of Civilization. N.Y., 1945; Michaud G., Mark E. Yers une sciense des civilisations? Bruxelles, 1981; Tonnelat E. Kultur: Histoire d’un mot, evolution du sense // Civilisation: Le mot er l’idee. P., 1931; Webstre’s Third International Dictionary of the English Language. Unabriged – Springfield, Mass., 1966. О.Я. Гелих
ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.