CMEЛ3EP Нейл

Найдено 1 определение
CMEЛ3EP Нейл
(р. 1930) - американский социолог и экономист, профессор Калифорнийского университета в Беркли. Окончил Гарвардский университет (1952) и британский Оксфордский университет (1954). В 1958 г. защитил докторскую диссертацию по социологии. Преподавал экономическую социологию, в 1994-2001 гг. был директором междисциплинарного «Центра по изучению поведения человека» в Стэнфордском университете. С. - представитель системно-функционального подхода в социологии, ученик и сотрудник Парсонса, в соавторстве с которым высказал свои теоретико-социологические представления в книге «Хозяйство и общество» (1956). В этой работе общество объясняется как функционально интегрированная система, объединяющая взаимодействующие друг с другом социальные подсистемы, одной из которых выступает религия. Каждой подсистеме и обществу в целом свойственны функции адаптации, целедостижения, интеграции, ценностной мотивации (нормативности). Религия, выполняя этот комплекс функций, позволяет регулировать и контролировать социальное поведение, культивировать объединяющий людей «общий дух» и готовность к действию. С этой точки зрения, по замечанию С., всякая религия выступает как необходимое социальное явление, что требует от изучающего ее социолога оставлять за пределами своего исследования собственные религиозные предпочтения. По мнению С., в массе индивидов, пребывающих в обществе, каждый по отдельности не осознает во всей полноте последствия своей социальной деятельности. Результирующими этой деятельности становятся социальные институты, обладающие объективно необходимым адаптивным и функциональным значением для конкретных состояний общества. Непонимание людьми этой необходимости влечет иррациональность актов коллективного поведения. Применительно к религиозной сфере такое положение способно привести к расхождению личной духовной мотивации верующих с институциональными формами культа религиозного. Результатом может стать утрата традиционных религиозных авторитетов, сопровождающаяся враждебностью по отношению к предполагаемым виновникам дискомфортных переживаний и «истерической верой» в харизматического (см. Харизма) лидера. Возникающие при этом религиозные новообразования оказываются устойчивыми в той мере, в какой они удовлетворяют функциональным потребностям социального целого. Наиболее полно свои взгляды на религию и ее социологическое изучение С. изложил в труде «Социология» (1988). Здесь содержится аналитический обзор классических и современных подходов в социологии религии, разделяемых и используемых самим С. Прежде всего он обращается к трактовкам религии, имеющим в основе дюркгеймовскую (см. Дюркгейм) концепцию сакрального и профанного. Религия определяется как «система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей реагирует на то, что воспринимает как сверхъестественное и священное». При этом С. критически высказывается о позиции Ленски относившего к религии предельно широкий спектр групповых проявлений сакрализации. Более точным признаком религиозной сакральности должна быть вера в сверхъестественное. Далее в обобщенном виде С. описывает основные элементы религии, в число которых включаются: 1) группы верующих; 2) потребность в священном как сверхъестественном; 3) систематизированное вероисповедание; 4) устойчивые образцы ритуального отношения к священному; 5) устроение жизни на основе представлений о «праведных» нормах. Среди других интересующих С. вопросов социологии религии - методологическая применимость классификации религий и типологии религиозных объединений, разработанных Трёльчем, Вебером и Белла; функциональные различия и соотношение религии и магии в социальной жизни; анализ плюрализма религиозного и толерантности религиозной; концепции секуляризации-, социологическое осмысление клерикализма, фундаментализма религиозного, экуменизма-, теория и практика изучения новых религиозных движений. Особое внимание С. уделил интегративной функции религии, ее роли в укреплении социальных связей и общественной стабильности.

Источник: Социология религии. Словарь.