ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Социальный дарвинизм
термин, возникший в конце ХIХ в. для выражения идеи, что люди, подобно животным, борются за существование и что в основе социальной эволюции - соревнование между индивидами, социальными группами, нациями и идеями.

Источник:

ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
направление в общественных науках второй половины XIX-начала XX века, исходившее из понимания законов общественного развития как аналога биологических законов естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных, открытых и обоснованных в середине XIX столетия Ч. Дарвиным.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Дарвинизм социальный
биологизаторские течения конца 19–начала 20 в. в общественных науках, пытавшиеся свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора, выживания наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т. п. Центральная идея дарвинизма социального–попытка доказать, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека. Любое социальное положение не должно противоречить естественным научным законам, управляющим человеческой природой. Дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в общественном развитии и свободного от государственного вмешательства рыночного капитализма (Спенсер, Самнер и др.). Самые реакционные варианты дарвинизма социального связаны с расизмом (Вольтман–Германия, Ж. Лапуж–Франция и др.). Концепция инстинкта охватывала и «групповой разум» (У. Мак-Дугалл), в котором инстинкт в ходе эволюции облагорожен интеллектом, и феномены «толпы», «орды» и проч. (У. Троттер, Лебон, Г. Уоллес и др.). Однако в настоящее время по сравнению с концом 19–началом 20 в. влияние идей дарвинизма социального резко снизилось. Тем не менее, некоторые идеи дарвинизма социального (как, напр., идеи социокультурной адаптации, отбора и др.) имеют не только исторический интерес. Они живут в функционализме, социобиологии, сравнительной этологии.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ, социал-дарвинизм, течение в рамках натуралистич. направления в бурж. социол. мысли 2-й пол. 19-20 вв., спецификой к-рого является трактовка законов естеств. отбора и борьбы за существование как определяющих функционирование и развитие общества. С. д. - форма проявления социального биологизма, сводящего законы общества к законам биол. формы движения материи. Предшественники С. д. - Т. Гоббс и Т. Мальтус (см. Мальтузианство), родоначальником С. д. считается англ. социолог Г. Спенсер. Представители С. д.- У. Беджгот (Великобритания), Л. Гумплович, Г. Ратценхофер (Австрия), У. Самнер, А. Смолл (США) видели в теории Ч. Дарвина универсальную модель эволюц. процесса и пытались применить ее к обществу. При этом мн. сторонники С. д. исходили из того, что борьба за существование в обществе вызывается перенас. Нек-рые наиболее реакц. варианты С. д. тесно связаны с расизмом (концепция Л. Вольтмана в Германии, Ж. Лапужа во Франции). Показывая действительно имеющуюся связь биол. и социальных процессов, С. д. абсолютизировал биологическое в обществе, рассматривая социальные антагонизмы как ´естественные´ и ´неустранимые´. С. д. связан с теорией ´социального конфликта´ в бурж. социологии. С. д. получил распространение и в совр. бурж. обществ. мысли.

С. д. оказал заметное влияние на развитие бурж. демографии, особенно на неомальтузианские концепции и биол. теорию роста нас. Р. Пирла (США).

Г. М. Коростелев.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Дарвинизм социальный
одна из преобладавших в конце XIX — начале XX в. теорий социальной эволюции, заимствовавшая у Ч. Дарвина соответствующую терминологию и пытавшаяся объяснить социальные процессы по аналогии с биологическими. Теоретики социал-дарвинизма, такие как Г. Спенсер, У. Самнер, Л, Гум-плович и др., описывали социальные процессы через конфликты между социальными группами и отдельными индивидами. В этих конфликтах выживают более удачливые и обладающие более высокой адаптацией (принцип «выживания наиболее приспособленных»). В качестве основного механизма в обществе действует механизм естественного отбора, который отбирает случайные изменения. Таким образом, общественное развитие носит не детерминированный, а случайный характер. Социальный дарвинизм использовался для поддержки самых разных политических идей, прежде всего для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности общественного развития и свободного от государственного вмешательства рыночного капитализма. Его самые реакционные варианты связаны с расизмом, с попытками связать социальное неравенство с различиями рас. В современной социологии применение модели случайного отбора к эволюции общества считается некорректным, поскольку она не в состоянии объяснить высокий темп социальной эволюции, не оставляющий времени для действия дарвиновского механизма отбора и обычно очень далекий от слепой случайности.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ
SOCIAL DARWINISM) В социологии конца XIX в. преобладали различные теории социальной эволюции, одной из которых был социальный дарвинизм (не имеющий никакого отношения к самому Ч. Дарвину). Эта доктрина, получившая наибольшее распространение в Соединенных Штатах, принимала различные формы, однако большинство этих версий основывалось на двух положениях. (1) В обществе действуют фундаментальные, во многом непреодолимые силы, подобные тем, что действуют в животном и растительном сообществах. Следовательно, социальные законы можно формулировать подобно законам природы. (2) Эти социальные силы таковы, что ведут к эволюционному прогрессу, который осуществляется посредством естественных конфликтов между социальными группами. В этих конфликтах выживают лучше адаптированные и более успешные группы, что способствует повышению эволюционного уровня общества в целом (принцип «выживания наиболее приспособленных»). Такая теория, подобная теории Г.Спенсера, интерпретировалась также как соответствующая концепциям общества, основанным на принципе невмешательства (laissez-faire). У некоторых авторов, в особенности у Л. Гумпловича и в меньшей степени у У. Самнера, социальный дарвинизм принимал оттенок расизма: считалось, что некоторым расам, изначально являющимся высшими, предначертано торжество над низшими. У других авторов эта доктрина принимала более слабую форму. Социология А. Смолла, например, была основана на положении о том, что интересы различных социальных групп неизбежно находятся в конфликте. См. также: Биологизм/Биологический редукционизм; Городская экология; Евгеника; Конкуренция; Органическая аналогия; Социобиология; Эволюции теория. Лит.: Timasheff (1967)

Источник: Социологический словарь

ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
направление в обществоведении конца XIX - нач. XX вв., возникшее под влиянием теории Ч. Дарвина и провозгласившее закономерности биологич. эволюции, принципы естественного отбора в качестве определяющих факторов обществ. жизни. Основная идея Д.с. сводится к утверждению того, что в основании соц. структуры лежат природные способности человека. Все социологич. положения должны находиться в соответствии с естественнонаучн. законами. Основоположником Д.с. явился Г. Спенсер, к-рый использовал Д.с. для обоснования принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в обществ. развитии и свободного от гос. вмешательства рыночного капитализма. Экономич. конкуренции Спенсер приписывал ту же роль, какую естественный отбор играет в теории Дарвина. Наиболее ранним предшественником Д.с. был Т. Мальтус. Он выдвинул положение о том, что рост народонаселения происходит в геометрич. прогрессии, в то время как рост жизненных средств - в арифметической. Д.с. чрезвычайно разнороден. Среди его представителей как сторонники, так и противники соц. неравенства. Д.с. обосновывал связь биологич. и соц. процессов, подчеркивал конфликтный, противоречивый характер обществ. развития. Д.с. свойствен натурализм в истолковании обществ. явлений и связанный с этим редукционизм, т. е. сведение обществ. закономерностей к биологическим. Хотя влияние Д.с. значительно снизилось, тем не менее нек-рые его идеи, напр, идеи социокультурной адаптации, отбора, получили свое дальнейшее развитие в функционализме, социобиологии (см.), сравнительной этологии. Лит.: Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964; История буржуазной социологии XIX - начала XX века.
М., 1979. А.Д. Налетова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
биологизаторские течения конца 19 — начала 20 в. в обществ, науках, пытавшиеся свести законы развития об-ва к биологическим закономерностям естеств. отбора, выживания наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т. п. Центральная идея Д. с— попытка доказать, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека. Любое социол. положение не должно противоречить естеств.-научным законам, управляющим человеческой природой. Но конкретный состав законов и их понимание не были неизменными в Д. с. и определялись не столько развитием биологии как науки, сколько социально-политическими симпатиями и устремлениями представителей этого направления. Это порождало противоречивое многообразие его версий, к-рые использовались для поддержки широчайшего спектра политических идей — от воинствующего консерватизма до анархизма и социализма. Еще до Дарвина Т. Мальтус и консервативные идеологи использовали тезис о «борьбе за существование» для обоснования принципов и объяснения механизма сохранения социальной иерархии путем правильного распределения в ней «наиболее приспособленных», т. е. для защиты теории об-ва, основанной на идее естеств. равновесия. Среди сторонников Д. с. немало представителей либеральных концепций. Дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в обществ, развитии и свободного от гос. вмешательства рыночного капитализма (Спенсер, Самнер и др.).
Спенсер приписал экономической конкуренции ту роль, какую естеств. отбор играет в теории Дарвина. Идеи Дарвина о зачатках обществ, инстинкта у животных, об эволюционной полезности морального поведения и альтруистических кач-в как средств поддержания социальной солидарности (необходимого условия выживания рода) послужили основой др. либерального течения в рамках Д. с.— т. наз. «эволюционной этики» (в Англии: Л. Стефен, Э. Эванс, У. Клиффорд, У. Бедж- гот, Хобхаус и др.: в России сходные идеи развивал П. Кропоткин). По сути, это была социология, объединяемая задачей объяснить происхождение принципов и привычек нравственного поведения группы их полезностью для ее единения и выживания. Теоретически этот комплекс идей тяготел к спенсеровскому либеральному варианту органицизма.
Средством измерения обществ, полезности морали (общечеловеческий аспект) и нравственности (групповой корпоративный аспект) стали потребности социального организма, а не утилитаристское исчисление своекорыстных интересов, сталкивающихся на свободном рынке. Это подразумевало историческое и социол. исследование роли морали, а также отрицание абсолютных кодексов нравственности, применимых в каждом историческом об-ве. Прогресс нравственности стал социальным эквивалентом процесса естеств. отбора, «научно» доказывающего, что мораль не только желательна, но и необходима. Вместо экономической «приспособленности» мерой эволюционной ценности у этой ветви Д. с. стала моральная и интеллектуальная «приспособленность», соответственно к-рой мыслилась и новая социальная иерархия. Среди защитников либеральной демократии в Д. с. Беджгот особенно подчеркивал культурный, а не индивидуальный характер отбора из социальных вариаций, к числу к-рых относились также новые технологии, открытия, новые политические ин-ты и т. п. Только об-ва, допускающие известную степень интеллектуальной свободы, открывают путь социальным вариациям — материалу, из к-рого черпает эволюция, к-рая и возможна только благодаря расширению сферы морального выбора, не подлежащей вмешательству гос-ва. Эти построения имели целью доказать, что отбор по критерию социальной полезности демократических ин-тов и соответствующей политической практики — гарантия эволюционного прогресса и что либеральный взгляд на мир как на группу мирно соревнующихся гос-в обоснован. Физическая борьба за выживание понимается как явление, характерное только для примитивных об-в и вытесняемое на поздних стадиях эволюции культурным соревнованием, а право — как высочайшее выражение морального инстинкта человечества, а тем самым и эволюционного развития. Идеи моральной эволюции использовало также социалистическое течение в Д. с. (итальянец Э. Ферри «Социализм и позитивная наука» (1894), англ. социал-реформист Р. Макдональд, фабианцы и др.).
Это направление подчеркивало относительность понятия «выживание наиболее приспособленных» и его зависимость от характера социума: в эксплуататорском об-ве к числу «наиболее приспособленных» принадлежал бы самый хищный эгоист, социализм же как будущее об-во высшей морали и рациональности должен вести к тому, что «наиболее приспособленными» окажутся морально лучшие люди, причем не обязательно из «высших» классов. Особо подчеркивается, что этого рез-та нельзя достичь путем грубой природной «борьбы за существование».
Самые реакционные варианты Д. с. связаны с расизмом (Вольтман — Германия, Ж. Лапуж — Франция и др.). Эти концепции искали прямую связь физических черт рас с культурными и нравственными различиями между ними, пытаясь доказать, будто расовое и классовое неравенство порождены природными, а не социальными законами. Но и в этом пункте Д. с. не однозначен. В Англии основатель евгеники Ф. Гальтон использовал идею разделения об-ва на «приспособленных» и «неприспособленных» для атаки на аристократические привилегии. С его т. зр., аристократия, имея высокий социальный статус по рождению, а не по личным достоинствам, поощряет развитие праздного и «непродуктивного» типа человека. Инстинктивистское течение в Д. с. считало расу и нацию продуктом и некоего духовного единства и коллективной исторической памяти. Концепция инстинкта охватывала и «групповой разум» (У. Мак-Дугалл), в к-ром инстинкт в ходе эволюции облагорожен интеллектом, и феномены «толпы», «орды» и проч. (У. Троттер, Лебон, Г. Уоллес и др.). Либералы видели в понятии инстинкта лишь средство смягчения чрезмерно рационалистических, утилитарных теорий социального действия.
В осн. же понимание инстинкта как выражения иррационального в коллективном поведении в Д. с. было основой для рассуждений о роли расовых различий, об иррациональном в цивилизации и в социальной эволюции, для критики демократии — как наиболее благоприятной среды для проявления инстинктов. В наст, время по сравнению с концом 19 —началом 20 в. влияние идей Д. с. существенно снизилось. Тем не менее мн. идеи Д. с. (как, напр., идеи социокультурной адаптации, отбора и др.) имеют не только исторический интерес. Они живут в функционализме, социобиологии, сравнительной этологии. А. Д.Ковалев

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.