ДАВЫДОВ Юрий Николаевич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДАВЫДОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Российский социолог, специалист в области истории социологии и общей социологической теории, социологии культуры и искусства. Основные научные интересы Д. находились в области проблем истории и теории социологии, этики, истории философии и искусства. С его именем связана реализация крупных проектов исследований истории и генезиса общей теории социологии в России.
В 1990-х гг. основное внимание уделял разработке методологических проблем эволюции общесоциологической теории на Западе и в России.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ДАВЫДОВ Юрий Николаевич
(р. 1929) - росс, социолог, доктор философских наук, профессор, в настоящее время зав. сектором Института социологии РАН. Основные научные интересы Д. находятся в области проблем истории и теории социологии. С его именем связана реализация крупных проектов исследования истории и генезиса общей теории социологии в России. Многие монографические исследования Д. получили широкую известность - «Критика современной буржуазной теоретической социологии» (1992), «М. Вебер и проблема интерпретации рациональности» (2001). В последнее время основное внимание Д. уделяет разработке методологических проблем эволюции общесоциологической теории на Западе и в России.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ДАВЫДОВ Юрий Николаевич
1929) - российский философ и социолог. Основные на-учн. интересы Д. - социология культуры и искусства, история зарубежной социологии. Исследуя роль социокультурных факторов в развитии философии и искусства, Д. боролся против вульгарного социологизма. Согласно Д., художественная культура интересует социологию искусства в первую очередь как причина специфической деятельности, а не как следствие определенных историч. условий. Искусство является "социологич. феноменом", только если его рассматривают в процессе восприятия его публикой, различными обществ. слоями и группами. В 80-е гг. Д. все больше подходил в социологич. анализе явлений духовной культуры к анализу самой социологии. "Социология социологии" для него - часть исторической социологии и одновременно - историческое введение в систематическую социологич. теорию. В последние годы Д. анализирует основополагающие тенденции развития неомарксистской социологии XX в. Соч.: Труд и свобода. М., 1962; Критика социально-
философских воззрений франкфуртской школы. М., 1977; Неомарксизм и проблемы социологии культуры (в соавторстве). М., 1980; Социология контркультуры (в соавторстве с И.Б. Роднянской). М., 1980; История и рациональность (в соавторстве с П.П. Гайденко). М., 1991. А.И. Черных

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ДАВЫДОВ Юрий Николаевич
р. 1929) - российский социолог, специалист в области истории социологии и общей социологической теории, социологии культуры и искусства.
Окончил исторический факультет Саратовского университета (1952). Доктор философских наук (1978), профессор (1987).
В 1956-1958 - аспирант Института философии АН СССР. В 1959-1963 - сотрудник редакции по философии издательства "Советская Энциклопедия". С 1963 - зав. отделом философии ФБОН; зав. сектором эстетики Института истории искусств Министерства культуры СССР. С 1970 - старший научный сотрудник, зав. сектором (ныне - Центр истории социологии и общей социологической теории) в Институте социологии РАН.
Основные научные интересы Д. находятся в области проблем истории и теории социологии, этики, истории философии и искусства. С его именем связана реализация крупных проектов исследований истории и генезиса общей теории социологии в России. Многие монографические исследования Д. получили широкую известность и переводились на основные европейские языки. В 1990-х основное внимание Д. уделяет разработке методологических проблем эволюции общесоциологической теории на Западе и в России.
Основные сочинения: "Труд и свобода" (1962); "Искусство и элита" (1966); "Искусство как социологический феномен" (1968); "Октябрьская революция и искусство" (1967); "Эстетика нигилизма" (1975); "Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы" (1977); "Бегство от свободы" (1978); "Неомарксизм и проблемы социологии культуры" (1980, соавтор); "Социология контркультуры" (1980, соавтор); "Этика любви и метафизика своеволия" (1982 и 1990); "Буржуазная социология на исходе XX века" (1986, соавтор); "Идеалистическая диалектика в XX столетии" (1987, соавтор); "Современная западная социология. Словарь" (1990, соавтор); "ФРГ глазами западногерманских социологов" (1989, соавтор); "История и рациональность" (1991, соавтор); "Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX вв." (1994, соавтор); "Очерки по истории теоретической социологии XX столетия" (1994, соавтор); "История теоретической социологии" (1995. Т. 1 - соавтор); "Макс Вебер и современная теоретическая социология" (1998) и др.

Источник: Социология: энциклопедия

ДАВЫДОВ Юрий Николаевич
(1929-2007) - российский философ и культуролог, специалист по социальной философии, истории и теории социологии. Окончил исторический факультет Саратовского государственного университета (1952) и аспирантуру Института философии АН СССР (1958). В 1959-1965 гг. преподавал на философском факультете Московского государственного университета, участвовал в редактировании и был автором нескольких статей «Философской энциклопедии», руководил рядом научно-библиографических изданий по истории философии в библиотеке по общественным наукам АН СССР. Заведовал сектором эстетики в Институте истории Министерства культуры СССР (1965-1970), где подготовил ряд исследований по социологии искусства («Искусство и элита», 1966; «Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля», 1968). Разработка Д. типологии различных эстетических позиций в рамках конкретных исторических эпох и социальных страт стала основанием для теоретико-социологического рассмотрения современного общественного сознания в целом (статья «Эстетика и социология», 1967). С 1970 г. работал в Институте социологии АН СССР (ныне РАН), занимаясь проблемами социальной философии («Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы», 1977), социологии культуры («Эстетика нигилизма», 1975; «Бегство от свободы», 1978), истории социологии. Д. принадлежат публикации в коллективных монографиях «Неомарксизм и проблемы социологии культуры» (1980), «Социология контр культуры: инфантилизм как тип миросозерцания и социальная болезнь» (1980), «Буржуазная социология на исходе XX века» (1986). Он был составителем, редактором, автором многих статей словаря «Современная западная социология» (1990) и глав фундаментального четырехтомного издания «История теоретической социологии» (1997-2000). В научной деятельности Д. постоянно присутствовал интерес к вопросам социологии религии. Одним из первых в нашей стране он исследовал на зарубежном материале возникновение нетрадиционных форм современной религиозности, рассматривая их как проявление того, что получило название «контркультуры» - протестных настроений и отвержения институтов социальной и духовной жизни буржуазной цивилизации. К типичным ценностным установкам «контркультуры» в религиозно-этической области Д. отнес неприятие традиционных форм организации религиозной жизни, замещение строго ориентированных способов систематизации религиозных воззрений (теология) эклектикой из элементов древних и более поздних западных и восточных мистических учений и практик, пантеистические и натуралистические мотивы мировосприятия, отрицание христианского ригоризма в эротической сфере, магический подход к действительности. Размышляя о методологии познания новых религиозных явлений, Д. обращается к понятийному аппарату концепции рационализации в социологии Вебера (статья «Контркультура и кризис социализации молодежи», 1979). Веберовскому объяснению исторической динамики духовной жизни общества, в том числе взаимосвязи экономических и социальных форм с различными институциональными моделями вероисповеданий, посвящен целый ряд работ Д. 1980 -1990-х годов («История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс», 1991. в соавт.; «Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения», 1998). Особое место в этих исследованиях занимает сравнительный анализ подходов Вебера и Булгакова к теме «хозяйственная этика и религия », позволивший Д. высказать свое понимание процессов в религиозной жизни российского общества.

Источник: Социология религии. Словарь.