физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие дефекта – центральное для дефектологии – детально разработано в трудах Л. С. Выготского. Им установлено, что структура дефекта не сводится к симптомам повреждения биологических систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.), которые представляют собой первичные симптомы нарушения – первичный дефект. Недоразвитие высших психических функций (например, речи и мышления у глухих, опосредованной памяти у дебилов, восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т. д.) и социальной стороны поведения Л. С. Выготский считал вторичными отклонениями, не связанными непосредственно с основным, первичным дефектом, но обусловленными им. Он показал, как это соотношение первичных, вторичных и последующих наслаивающихся на них отклонений усложняет структуру дефекта. Он проанализировал также условия для предупреждения и преодоления этих отклонений развития. Адекватное обучение и воспитание способствуют преодолению причин, которые порождают вторичные (третичные и т.
д.) отклонения. При этом центральная область компенсации дефекта, согласно Л. С. Выготскому, – повышение культурного развития, формирование высших психических функций (см. Дефектология, Дефект сложный).