ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

Найдено 1 определение
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
понятие, введенное в научный оборот Ортега-и-Гассетом, под к-рым понимается процесс устранения из произведения иск-ва того, что он считал, пользуясь терминологией Ницше, «слишком человеческим», ориентированным на обычный способ восприятия, предполагающий воспроизведение жизни «в формах самой жизни». Оно широко применяется как при эстетическом, так и при социол. анализе авангардистски-модернистских течений иск-ва 20 в. В наст, время толкуется двумя диаметрально противоположными способами в зависимости от положительной или отрицательной оценки соответствующих процессов и тенденций в иск-ве 20 в. Источником истинно эстетического восприятия, в отличие от «обыденного», явл., согласно концепции Д. и., не то, что воспроизводится в произведении, а то, как оно воспроизводится, точнее: конфликт, разрыв между этими «что» и «как». Этот факт и был гипертрофирован «новым», по терминологии Ортеги, авангардистски-модернистским иск-вом, стремящимся извлечь максимум эстетического наслаждения из процесса преодоления этого «что»— объекта, заимствованного из жизни, с помощью «как» — фантазии «нового художника», последовательно преодолевающего в своем произведении все «человеческие» (непосредственно явленные «обычному» восприятию) свойства эстетически преобразуемой им действительности.
Подлинное «эстетическое освоение» реальности, к-рое, согласно концепции Д. и., доступно лишь немногим приверженцам «нового иск-ва», оказывается, т. обр., последовательным «обесчеловечиванием», «расчеловечиванием» живой жизни, лишением ее присущих ей форм: эстетическое и гуманно-человеческое оказываются на противоположных полюсах. В рамках ортегианской концепции, отразившей первые, хотя и решающие шаги авангардистски-модернистского иск-ва 20 в., предполагалось сохранение каких-то остатков исходной, обыденно- человеческой реальности. Однако последующее развитие как самого этого иск-ва, так и концепции Д. и. вело к полному устранению «второго полюса» из «эстетической реальности». Критика концепции Д. и., изначально вдохновляющаяся идеалами человечности иск-ва, не всегда, однако, оставалась свободной от крайностей, свидетельствующих о негативной зависимости от критикуемого объекта. В противоположность идее условности иск-ва, гипертрофируемой у Ортеги, зачастую выдвигался тезис о его «безусловности», хотя, как известно, иск-ву вовсе не свойственно прямо отождествлять свои образы с формами воспроизводимой им жизни. Ю. Н. Давыдов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.