вид деятельности, характеризующийся использованием преимущественно умственного труда. Она включает все виды работы по получению и производству научного знания, его организации, а в значительной части также по его функционированию, хранению и распространению.
Н. д. в совр. мире представлена индивидуальными теорети-ко-познавательными видами научного труда, групповыми фундаментальными теоретическими поисками, экспериментальными и прикладными исследованиями, которые требуют усилий значительных коллективов, включающих не только ученых, но и специалистов самого разного профиля и уровня квалификации.
С ускорением темпов развития знания система образования должна успевать за темпами изменения в науке и технологии. Это значит, что принципом образования должно стать единство обучения и исследовательской деятельности. В преподавательскую почасовую «нагрузку» традиционно включается Н. д. Начиная с 2002 г. политика российского правительства предусматривает разные формы организационных объединений академических и других научно-исследовательских институтов с высшими учебными заведениями. В 2004 г. создано единое Министерство науки и образования.
Рост наукоемкости производственно-технических и соц. технологий постоянно усиливает потребность об-ва в дальнейшем развитии Н. д., увеличении ассигнований на науку.
См. также: Виды труда, Научно-технический прогресс (НТП).
Лит.: Дежина И. Молодежь в науке // Социологический журнал. 2003. №1; Кутта Ф. Человек. Труд. Техника. — М.: «Прогресс», 1970; Научно-технический прогресс: Словарь. — М., 1987.
H. Ю. Чернова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНАЯ
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНАЯ
специфич форма трудовой деятельности, предметом и продуктом к-рой является научн. знание. Д.н. является по своей природе всеобщим трудом, т. е. обусловливается частично кооперацией современников, частично использованием труда предшественников. Тем самым задаются главные основания структурирования субъекта Д.н.: совместность труда (научн. коллективы) и его преемственность (научн. сооб-ва). Историч. преемственность Д.н. обеспечивается сохранением и передачей профессиональных норм предметной деятельности и коммуникации в процессе воспроизводства научн. сооб-ва. Выделение Д.н. и ее относительное обособление как самостоятельного занятия в общест разделении труда обусловлено становлением крупного капиталистич. производства, к-рое нуждалось в постоянном притоке нововведений Одновременно началась интенсивная внутренняя дифференциация Д.н. по ее предмету, стадиям и организационным формам. Со спецификой Д.н. связаны трудности определения ее границ. Одни авторы фактически ограничивают Д.н. фундаментальными и прикладными исследованиями, др. включают в нее проектирование и опытно-экспериментальное производство. Третьи наряду с деятельностью по накоплению знаний включают и труд по консервации поколениям, т. е. чтение научн. лекций, составление аналитич. обзоров, подготовку учебников. В этом самом широком смысле слова научн. труд включает в себя не только высококвалифицированный труд по производству научн. знаний (собственно научн. исследование), но и умственный труд по их использованию в процессе обращения и потребления. В настоящее время одна из важнейших особенностей Д.н. - ее коллективный характер. Усиление коллективности обусловлено фундаментальными тенденциями развития современной науки. Углубление специализации ученых, развитие междисциплинарных исследований, технизация экспериментальных работ, сближение науки с производством расширяют контакты ученых разных отраслей науки, умножают и делают более устойчивым общение в сфере Д.н. Научн. коллективы становятся основными ячейками научн. сооб-ва. Выдвижение на первый план коллективных форм Д.н. вносит существенные изменения в требования к качествам научн. работника, к-рые связаны с особенностями коллективного труда: контактность, умение уважать чужое мнение, сочетать свои научн. интересы с планом исследовательских работ коллектива. По-видимому, и в будущем удельный вес коллективного компонента в совокупном научн. труде будет возрастать. Но индивидуальный труд не будет вытеснен полностью, не говоря уже о том, что коллективный научн. труд требует сохранения творческой индивидуальности. Лит.: Организация научной деятельности. М., 1968; Основы науковедения. М., 1985; Социальные показатели в системе научно-технической политики. М., 1986; Ученые о науке и ее развитии: творцы о науке. М., 1971; Ученый научный коллектив: социальные аспекты деятельности. М., 1986. П.Б. Шелищ, С.А. Кугель
Источник: Российская социологическая энциклопедия