deconstruction), метод критического анализа филос. и лит. яз., состоящий в объяснении значения текстов. В кн. О грамматологии (1967) франц. философ Жак Деррида (род. 1930) утверждает, что изложение идей, лежащих в основе текста, но не сформулированных отчетливо, обнаруживает смыслы, к-рые противоречат буквальному значению или намерениям автора. По Дерриде, существует не одно, а неск. значений текста, подчас противоположных, и каждое является обманчивым и неопред. Соч. Дерриды вызывает острейшие дискуссии по поводу его теории, к-рую одни рассматривают как смелый поиск возможного смысла, а др. — как поле для снобистских интеллектуальных игр. Метод Д. оказал заметное влияние на европ. и англо-амер. лит. критику. Приверженцы его среди социологов и философов подвергли сомнению не только существование границ между такими, казалось бы, ясными понятиями, как мужское и женское, но и само определение этих категорий.
ДЕКОНСТРУКЦИЯ
Деконструкция
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
деконструкция
1) как определяет Ж. Деррида, который ввел в научный оборот данное понятие, «деконструкция есть движение опыта, открытого к абсолютному будущему грядущего, опыта, по необходимости неопределенного, абстрактного, опустошенного, опыта, который явлен в ожидании другого и отдан ожиданию другого и события. В его формальной чистоте, в той неопределенности, которую требует этот опыт, можно обнаружить его внутреннее родство с определенным мессианским духом». Он может быть применен для исследования любого социального текста, но прежде всего литературного, что предполагает выявление скрытых в нем «спящих смыслов», перешедших в современный тест из «первописьма» – мыслительных стереотипов и других дискурсивных практик прошлого; Диррида часто фокусируется на мельчайших деталях текста с целью выявления «ключевого момента», однако Д. не нацелена на обнаружение истины, а предполагает дальнейшую Д.; 2) метод анализа общества по аналогии с разрушением текста в це лях выявления скрытых общественных тенденций, «ключевых противоречий». - Литература: Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический Проект, 2000; Деконструкция // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Деконструкция
(от лат. de... – приставка, означающая отсутствие, отмену, устранение чего-либо и constructiо – составление, построение). Деконструкція. Deconstruction. 1. Метод и стратегия анализа содержания философских и литературных текстов, основанный на идее Ж. Дериды (Jacques Derrida) о наличии в текстах двойных концептуальных систем. Д., таким образом, предполагает расчленение и новую компоновку составных частей текста с целью выявления смысла каждой из имеющихся там концептуальных систем. Представляется, что это достигается в ходе реконструкции текста, создающей новый контекст, а параллельная концептуальная система раскрывается путем акцентирования внимания на второстепенных деталях и периферийных идеях текста, куда включаются сноски, содержательные отступления, способы выделения абзацев и т. д. Учитывая, что в современных научных текстах весьма большое значение уделяется метафорам, намекам и т. д., то именно им и уделяется особое внимание в ходе Д. В постструктурализме методу Д. иногда пытаются придать универсальное значение, трактуя общество как текст, деконструируя который можно раскрыть его тайные смыслы. Представляется, что именно Д. преодолевает ограниченность классического структурализма и феноменологизма, раскрывая недостатки их ошибочной логики. Иными словами, Д. рассматривается как способ раскрытия подлинного смысла там, где имеет место ошибочная логика. 2. Способ фальсификации содержания текста и дискредитации автора. Различные техники Д. в основном базируются на разработанной Мартином Хайдеггером (Martin Heidegger) философской методологии анализа текстов. См. также Постмодерн, Постмодернизм и Социология повседневности.
ДЕКОНСТРУКЦИЯ
DECONSTRUCTION) Первоначально — критический метод анализа смысла философских и литературных работ посредством расчленения и собирания заново их составных частей («предложений»). Утверждается, что обычные интерпретации текстов сосредоточиваются на авторе и очевидном смысле работы. Деконструкционизм пытается (1) не придавать важного значения автору, сосредоточиваясь на структуре текстов и их включенности в определенный литературный жанр, который, как предполагается, существует независимо от автора, и (2) обнаруживать неявные (имплицитные) смыслы текстов, выявляя их фундаментальные и скрытые допущения. Этот метод связан с идеей «децентрации», то есть критики представления о том, что структура текста имеет некий объединяющий центр, обеспечивающий целостный смысл. Децентрация стремится к дисперсии, а не интеграции смысла. Неявные смыслы часто раскрываются посредством (1) обнаружения разрывов или отсутствия («апорий») и (2) сосредоточенности на незначительных деталях или периферийных элементах текстов («полях»), таких, как сноски и отступления, где, как утверждается, часто скрываются важные смыслы. Деконструкция приводит к отказу от очевидных и официальных смыслов в пользу «разрушительного» (subversive) чтения. Такой переворот достигается путем обнаружения и последующей реорганизации явных контрастов или различий в тексте (таких, как плохое/хорошее, мужское/женское, рациональное/иррациональное), являющихся ключевыми элементами нарратива (повествования). Деконструкционисты, такие, как П. де Ман (Man, 1983) и Ж. Деррида (Derrida, 1982), часто заявляют, что деконструкционизм не может быть сведен к простому рецепту или методу чтения текстов. Деконструктивистские литературные методы оказали влияние на социологов, которые стали утверждать, что «общество» — это текст, который может быть деконструирован с целью раскрытия его неявных смыслов. Критики этого подхода заявляют, что деконструктивистские методы произвольны, случайны и субъективны, и что общество имеет объективный, нетекстовый и недискурсивный характер. См. также: Постмодернизм; Постструктурализм; Структурализм; Хайдеггер. Лит.: Norris (1988)
Источник: Социологический словарь
Деконструкция
Постструктуралистское интеллектуальное движение, особенно влиятельное во Франции и США с начала 1960-х гг. Термин прежде всего связан с творчеством французского философа Жака Дерриды, разработавшего методы критического анализа в области феноменологии, соссюровской лингвистики и лакановского психоанализа. Деррида утверждает, что язык является непостоянной средой, которая ни в каком значении не может непосредственно нести смысл или истину. Он привлек внимание к способам зависимости западных философий от метафоры и метафорической риторики в построении «происхождения», «сущности» или двойных концептуальных систем (природа/культура, мужское/женское, рационализм/иррационализм), где один из терминов — привилегированная норма, устанавливающая институционализирующуюся затем иерархию значений. Замысел деконструкции состоит в том, чтобы показать амбивалентность всех текстов. Их можно понять только в связи с другими текстами (интертекстуальность), а не с каким-либо «буквальным значением» или нормативной истиной. Отрицая, что мы имеем какой-либо непосредственный доступ к действительности, не опосредованной языком, Деррида дает критический анализ и позитивизма, и феноменологии. Он также прослеживает, до какой степени западные лингвистика и философия проникнуты фоноцентризмом (привилегированное понимание речи как голоса или «присутствия» сознания) и логоцентризмом (убеждение, что слово трансцендентального значения, например Бог, может обеспечивать основу для целой системы мысли). Для Дерриды любое такое трансцендентальное происхождение или сущность значения — явная фикция. Социальные идеологии поднимают определенные понятия — Свободу, Справедливость, Власть — до положения источника, из которого получены все другие значения. Но вопрос здесь заключается в том, каким образом какой-либо из подобных терминов предшествует другим значениям, посредством которых его смысл отражается на практике. Поэтому любая система мысли, зависимая от первичного принципа, «метафизическая». Идеи Дерриды дают возможность социологам критически взглянуть на роль голоса в объяснении коммуникаций и на трансцендентальность некоторых понятий в построении суждений. [8].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
ДЕКОНСТРУКЦИЯ
deconstruction) — постструктуралистсю, интеллектуальное движение, особенно влиятельное во Франции в США с начала 1960-х гг. Термин особенно связан с творчество французского философа Жака Дерриды, разработавшего критические анализы в области феноменологии, соссюрианской лингвистики, структурализма и лаканианского психоанализа. Деррида утверждает, что язык является непостоянной средой, которая ни в каком значении не может непосредственно нести смысл или истину. Он привлек внимание к способам зависимости западных философий от метафоры и метафорической риторики в построении "происхождения", "сущности" или двойных концептуальных систем — природа/культура, мужское/женское, рационализм/ иррационализм — где один из терминов — привилегированная норма, устанавливающая институционализирующуюся затем иерархию значений. Замысел деконструкции состоит в том, чтобы показать амбивалентность всех текстов. Их можно понять только в связи с другими текстами (интертекстуальность), а не с каким-либо "буквальным значением" или нормативной истиной. Отрицая, что мы имеем какой-либо непосредственный доступ к действительности, не опосредованный языком, Деррида дает критический анализ и позитивизма, и феноменологии. Он также прослеживает, до какой степени западная лингвистика и философия проникнуты фоноцентризмом — привилегированным понятием речи как голоса или "присутствия" сознания — илогоцентризмом — убеждением, что слово трансцендентального значения (например, Бог) может обеспечивать основу для целой системы мысли. Для Дерриды любое такое трансцендентальное происхождение или сущность значения — явная фикция. Социальные идеологии поднимают определенные понятия — Свободу, Справедливость, Власть — до положения источника, из которого получены все другие значения. Но вопрос здесь заключается в том, каким образом какой-либо из подобных терминов предшествует другим значениям, посредством которых его смысл отражается на практике. Поэтому любая система мысли, зависимая от первичного принципа, "метафизическая". Кроме того, Леви-Стросс последовательно возвышает этноцентристское представление о природе над представлением о культуре; структурализм, вообще, зависим от замысла выработки общих законов, основанных на двоичных противопоставлениях. Лакан рассматривает подсознательное с точки зрения языка, но затем попадает в ловушку, считая подсознательное источником "истины" - Сложна связь между деконструкцией и марксизмом. С одной стороны, Деррида показал, до какой степени марксистская теория была зависима от метафоры (например, базис/надстройка) в разработке всеобщей концепции мира, с другой — он при случае сам объявлял себя марксистом, доказывая, что деконструкция — политическая практика раскрытия ошибочной логики, согласно которой социальные учреждения поддерживают свою власть. Пока Деррида придерживался прогрессивного, радикального критического подхода, его творчество было принято литературной критикой, в частности в США (Йельской школой деконструкционистов), лишено политической силы и направлено в русло сосредоточения на "неразрешимости" значения. По иронии судьбы, Деррида сам указал способы, которыми такие стратегии деконструкции могут в конечном счете находиться на службе у господствующих политических и экономических институтов.
Источник: Большой толковый социологический словарь