ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ (ДП)

Найдено 1 определение
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ (ДП)
лат. delegare – уполномочивать, посылать представителей – метод реализации функций руководителя организации с помощью поручения подчинённым (сотрудникам) каких-либо служебных задач с передачей им части полномочий и возложением на них ответственности за выполнение поручения. Как элемент процесса управления и управленческого отношения ДП включает в себя: а) постановку сотруднику (нижестоящему руководителю) задачи, связанной с функционированием (развитием) организации; б) мотивацию сотрудника на решение задачи; в) возложение на него ответственности за решение задачи (эту ответственность он не может переложить на кого-то другого); г) передача некоторых прав и обязанностей (полномочий) по принятию решений; д) подкрепление поручения предоставлением в пользование и распоряжение данного сотрудника определённых ресурсов (репутационная поддержка руководителем, финансы, информация, технологии, рабочее время, закрепление других сотрудников). ДП не снимает с руководителя общей ответственности и предполагает с его стороны контроль исполнения поручений, личное участие в подведении итогов работы. ДП может быть временным и постоянным, официальным и неофициальным, оформляться документально (приказ, распоряжение, трудовой договор) или через устное распоряжение. ДП, если оно применяется широко и даёт положительные результаты, становится одной из форм (и предпосылок) децентрализации управления, т.е. реорганизации, при которой часть процессов принятия решений на постоянной основе переводится на более низкие уровни иерархии. Понятие ДП частично совпадает с понятием «субсидиарность» в муниципальном управлении, обозначающем принцип соотнесения полномочий принятия решений с относительной самостоятельностью более низких уровней управления, наиболее приближенных к жизни местного сообщества. ДП отличается от «аутсорсинга» – формы отношений, когда специалистам, не работающим в данной организации, передаётся по договору решение её неосновных задач. ДП высвобождает время руководителя на решение более важных вопросов, повышает мотивацию персонала к самообучению, обеспечивает рост компетенций сотрудников, уровень доверия в организации, ответственности, самостоятельности в принятии решений.
Лит.: Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М., 2003; Делегирование полномочий. Успех чужими руками (Софт). М., 2010; Трусь А. Как эффективно делегировать полномочия. М., 2008. А.А. Акмалова

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.