ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ (ДИ)

Найдено 1 определение
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ (ДИ)
имитационные, репрезентационные и другие технология развития участников в процессе совместного решения производительных и организационных задач. Функции ДИ многообразны: приобретение делового опыта; поиск оптимальных решений в искусственно созданной и реальной проблемных ситуациях на основе игровых действий; исследование возможностей накопления и реализации интеллектуального потенциала управления. Пионерами создания ДИ в мире были отечественные специалисты. Первая ДИ была разработана М.М. Бирштейном в Ленинградском инженерно-экономическом институте в 1931. Её тема: «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде» («Пуск цеха»). В 1933-34 проводились игры, связанные с внедрением диспетчерских служб. В 1938 ДИ в СССР были фактически запрещены, а разработчики подвергнуты репрессиям. Возрождение ДИ произошло после ВОВ, во многом благодаря И.М. Сыроежкину в ЛГУ.
Это были игры первого поколения. В практике управленческого консалтинга их принято называть «имитационными играми». ДИ первого поколения подразделялись на три группы: учебные, для подготовки и переподготовки кадров; производственные, для решения реальных вопросов развития организаций и исследовательские, для экспериментов в области управления и экономики.
Второе поколение игр, «репрезентационные игры», возникли в 1952 в Московском методологическом кружке, которым руководил Г.П. Щедровицкий, при участии А. Зиновьева, Б.А. Грушина, М.К. Мамардашвили. В 1972 в одном из отраслевых институтов повышения квалификации была создана первая кафедра деловых игр под руководством Р.Ф. Жукова. С 1980 под руководством Б.В. Сазонова при участии И.В. Жежко, М.Ю. Рю, Е.А. Мохова, В.В. Голубчикова, С.И. Котельникова, О.С. Анисимова, Н.И. Лапина ДИ использовались в качестве консультационного включения в инновационную практику. Возникли два типа открытых ДИ. Автором организационно-деятельностной игры (ОДИ) был Г.П. Щедровицкий, а автором инновационных игр (ИНИ) – В.С. Дудченко. В 1990-х создана Ассоциация разработчиков ДИ и социально-имитационных методов (АРИСИМ). Далее профессиональное развитие ДИ в управленческом консалтинге происходило путем индивидуального совершенствования игропрактиков, коллективного (участие в семинарах, конференциях, в деятельности консалтинговых организаций) и ассоциированного, в рамках тренингов для тренеров Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР) и Ассоциации консультантов по экономики и управлению (АКЭУ) и в других ассоциированных структурах. Современные ДИ, применяемые консультантами по управлению, можно систематизировать по разным признакам. Основными из них являются: цели игры, области и задачи управления, степень открытости игры, инструменты и формы их проведения, уровень неопределенности решений, характер коммуникации между участниками.
Все ДИ в управленческом консалтинге принято делить на три типа, которые соответствуют трем поколениям разработок: имитационные игры, репрезентационные (открытые) игры и игры смешанного типа. В общем виде имитационные игры являются способом воспроизведения процессов и согласования хозяйственных интересов: участники в предложенной ситуации принимают определенные решения, имитируют выполнение заранее распределенных ролей, реагируют на действия других участников, принимают новые решения и цикл повторяется. В основе игр открытого типа лежит репрезентационное моделирование: возникающие в ходе игры ситуации в группах рассматриваются как фрагменты реальных ситуации, реальных стереотипов поведения и способов решения проблем. Эти стереотипы и способы анализируются как представляющие (репрезентирующие) деятельность организации. Происходит объективация неосознаваемых организационных технологий, а затем, поиск альтернативных подходов и саморазвитие. Игры смешанного типа ориентированы на самостоятельное программирование участниками правил работы и ситуаций. См. также: Инновационная игра.
Лит.: Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М., 1989; Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций // Нововведения в организациях. Труды семинара – М.: ВНИИСИ, 1983; Дудченко В.С. Инновационные игры. Практика, методология, теория. – Таллинн: "Валгус", 1989; Дудченко В.С. Программа инновационной игры – Таллинн: "Валгус", 1989; Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М., 1994; Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия. Сост. А.И. Кравченко. М., 1998; Управленческие нововведения и игропрактика. М., 1990; Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно- деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях. Труды семинара – М.: ВНИИСИ, 1983. Н.М. Лавренюк

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.