ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Демографическая политика (Population policy or Demographic policy)
деятельность государства, направленная на регулирование процессов воспроизводства населения.

Источник: Демография: словарь демографических терминов

Демографическая политика
комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять на режим демографического воспроизводства в заданном направлении.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Демографическая политика
целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

ПОЛИТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
англ. policy, demographic; нем. Politik, demografische. Политика, направленная на достижение желательного в долгосрочной перспективе типа воспроизводства населения.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Демографическая политика
социальные, экономические и юридические мероприятия государства по регулированию процесса рождаемости. Цель проводимой политики— изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

Источник: География населения. Словарь терминов.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Д. п. - совокупность социальных, экономических, юридических и медицинских мероприятий, направленных на актуальное изменение процесса воспроизводства населения.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное и механическое движение населения в желательном для себя направлении. Направление демографической политики зависит от демографической ситуации в той или иной стране.

Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь

Демографическая политика
Планомерная деятельность государства, направленная на достижение желательного типа воспроизводства населения. Характер целей Д. п. государства в основном определяется особенностями его культурного развития и общественно-политического строя. Среди таких целей выделяются следующие: рост показателей рождаемости для формирования устойчивого потенциала человеческих ресурсов экономики, освоение необжитых или слабо заселенных территорий страны, увеличение численности потенциальных защитников родины, сохранение и воспроизводство этнических культур малых народов, восстановление численности населения после перенесенных социальных или при
родных катастроф и т.Д. В свою очередь, цели Д. п. определяют направленность ее мер. В одних случаях, такая политика стимулирует (поощряет) конкретные тенденции воспроизводства населения, а в других – сдерживает их. Эффективность демографической политики определяется успехами в достижении желательного типа воспроизводства населения при минимально возможн ых расходах и издержках общества.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

ПОЛИТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
система концептуально объединенных средств, с помощью которых государство и его социальные институты предполагают достижение целей демографического развития в русле социально-экономического развития общества. В П. д. выделяют четыре взаимосвязанных компонента: концепцию, цель, принципы поведения и меры по достижению поставленной цели. Концепции, положенные в основу П. д., должны соответствовать современным представлениям о закономерностях эволюции воспроизводства и миграции населения и пересматриваться по мере познания этих закономерностей. Цель П. д. – на качественном уровне отражает концептуально обоснованные представления об оптимальном демографическом развитии; на количественном – совокупность параметров, описывающих траекторию демографического развития, которая должна быть достигнута в результате этой политики. Важнейшей частью П. д. является система мер воздействия на демографические процессы. С точки зрения регуляции демографического поведения эти меры относятся к изменению условий жизни населения, социальных норм и характера социализации личности, формирования у нее определенных демографических установок. Эффективная П. д. означает не только целенаправленное воздействие государства на демографические процессы, но и создание условий, обеспечивающих достижение поставленных целей, т. е. выделение ресурсов и их распределение на различные по характеру меры.

Источник: Экономико-социологический словарь.

Демографическая политика
инструмент (механизм) целенаправленного воздействия на вполне определенные социальные, в т.ч. демографические процессы. Под демографической политикой понимается система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых государство, а также другие общественные институты, предполагают достижение определенных целей как для данного, так и последующего этапов развития страны. Демографическая политика является частью общесоциальной политики. Двумя неотъемлемыми, хотя и различными по смыслу, частями демографической политики являются концепция и программы (планы) действий. Концепция составляет то правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости, продолжительности жизни, миграции и иных направлений регулирования демографического развития. Концепция демографической политики России, если она выступает правовым документом федерального уровня, является одновременно и ориентиром в оптимизации демографических процессов во всех ее субъектах. Концепция представляет комплекс основополагающих принципов, формулируемых на основе международного и отечественного права (конвенций, договоров, Конституции, законов), систему приоритетов в различных областях демографического развития и направлений, по которым должны разрабатываться соответствующие программы. В отличие от концепции программы или планы действий - это комплексы мероприятий правового, экономического, идеологического и организационного порядка, с помощью которых достигаются цели демографической политики. Эти программы могут быть едиными, охватывая мероприятия по всем компонентам демографического развития, и специальными, предназначенными для реализации задач в сферах рождаемости, здоровья, продолжительности жизни и миграции населения. Конкретно эти мероприятия могут быть направлены на рост продолжительности жизни населения за счет реализации резервов преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, на основе сокращения заболеваемости и травм; улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья. Они могут способствовать созданию предпосылок для повышения уровня рождаемости и постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; всестороннему укреплению института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности. В области миграции населения меры демографической политики могут способствовать нормализации как внутренних, так и внешних миграционных потоков, созданию условий для повышения значимости миграционной составляющей в демографической динамике, прежде всего, за счет привлечения в Россию, оставшихся за ее пределами соотечественников. Л. РЫБАКОВСКИЙ

Источник: Некоторые демографические термины и понятия

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Включает систему целей и средств для их достижения.
Д.п. является составной частью социальной политики, специфической по своим целям и методам их достижения, находящейся в тесной взаимосвязи с другими сферами жизнедеятельности: занятостью, уровнем жизни, социальной защитой и социальным обеспечением, здравоохранением, образованием и т.д.
Под Д.п. понимается государственная политика, направленная на достижение в долгосрочной перспективе желательного для данной страны режима воспроизводства населения. Воспроизводство населения складывается в результате процессов рождаемости, смертности, брачности и миграции. Выделяют три основных режима воспроизводства: расширенное (если высокий прирост — демографический взрыв), простое (нулевой прирост) и суженное (депопуляция). При этом главным критерием, определяющим оптимальный для каждой конкретной страны режим воспроизводства населения, является соотношение населения и ресурсов развития: достигнутый экономический потенциал и потребности в трудовых ресурсах, наличие природных ресурсов, заселенность и освоенность территорий, геополитические интересы.
Целостная Д.п. складывается из официально декларированных государством целей, принципов, приоритетных задач и конкретных мер, а также механизмов реализации: правовых, финансовых, организационных, институциональных, информационных, научных, пропагандистских, кадровых.
Д.п. направлена на регулирование процессов рождаемости, смертности, брачности, расселения и миграции, поскольку именно от них зависит режим воспроизводства населения. Специфика Д.п. как части социальной политики заключается в том, что ее меры носят косвенный характер, через создание определенных условий, влияющих на человеческое поведение и принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, места жительства, здорового или нездорового образа жизни и др. Д.п. только дополняет социально-экономическую политику, оказывающую определяющее влияние на демографическое поведение населения. Именно от социально-экономической политики зависят качество жизни населения, доходы, характер занятий, образование, состояние здоровья, жилищные условия. Немаловажную роль в демографическом поведении населения играют также традиции, социокультурные и конфессиональные особенности населения. Теоретически Д.п. следует отличать от политики народонаселения (направлена не только на оптимизацию воспроизводства населения, но и на повышение качества населения и трудовых ресурсов) и семейной политики (направлена на укрепление семьи и улучшение условий жизнедеятельности семей, реализации функций семей, в том числе жизнесохранительной и демографической).
В управлении демографическими процессами политика государства всегда имеет большое значение. Примером целеполагания важной междисциплинарной и общественно значимой проблемы является Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351.
Г.И. Климантова
Лит.: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 “Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года”; Вишневский А.Г. Демографическая революция // Избранные демографические труды: В 2 т. Т. 1. М., 2005. С. 162; Государственная политика вывода России из демографического кризиса: Монография / В.И. Якунин и др.; под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: Экономика. Научный эксперт, 2007; Народонаселение: Энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл., 1994.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ПОЛИТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
составная часть соц. политики гос-ва. В соответствии с ней осуществляется управление соц. процессами. Это управление в демографич. сфере в общем виде может быть представлено как воздействие об-ва на демографич. процессы с целью изменения их тенденции в оптимальном направлении. Необходимость управления демографич. развитием связана, с одной стороны, с удовлетворением обществ. потребностей в воспроизводстве населения и его размещении по территории страны в масштабах и пропорциях, соответствующих задачам соц.-экономич. развития гос-ва, а с др. стороны, с устранением негативных тенденций в демографич. развитии как на нац., так и на региональных уровнях. При определении места П.д. в структуре соц. политики следует учитывать, что совокупность демографич. процессов - лишь одна из подсистем об-ва, и ее развитие должно быть подчинено интересам и целям развития системы в целом. В этом смысле демографич. развитие страны и ее регионов выступает как фактор их соц.-экономич. развития. П.д. может быть определена как система общепринятых на уровне управления идей и концептуально объединенных средств, с помощью к-рых гос-во и его соц. ин-ты предполагают достижение целей демографич. развития, соответствующих перспективным задачам соц.-экономич. развития об-ва. В П.д. можно выделить четыре взаимосвязанных компонента: концепцию, цель, принципы поведения и меры по достижению поставленной цели. Концепции, положенные в основу П.д., должны соответствовать современным представлениям о закономерностях эволюции воспроизводства и миграции населения и постоянно пересматриваться по мере познания этих закономерностей и накопления опыта управления их развитием. Для воздействия на конкретные демографич. процессы могут быть сконструированы относительно самостоятельные схемы в рамках общих концепций, учитывающие специфику управляемых процессов. Все эти схемы должны соответствовать одному условию: объединять в единую непротиворечивую систему цели и меры воздействия на тот или иной демографич. процесс. Разделяемая большинством демографов, общая концепция П.д. исходит из признания внешней соц.-экономич. детерминации демографич. процессов. В ней также учитывается опосредствованный характер этой детерминации, поэтому она ориентирована на воздействие на глубинные механизмы регуляции демографич. поведения, т. е. на обществ. и индивидуальное сознание, на соц. нормы и ценности, регулирующие процессы принятия демографич. решении. Цель П.д. на качественном уровне отражает концептуально обоснованные представления об оптимальном направлении демографич. развития; на количественном - совокупность параметров, описывающих траекторию демографического развития, к-рая должна быть достигнута в рез-те этой политики. Эта цель включает в себя ряд подцелей, соответствующих развитию каждой из демографич. процессов. Важнейшей частью П.д. является система мер воздействия на демографии, процессы. С т.зр. регуляции демография, поведения эти меры могут относиться к изменению условий жизни населения. соц. норм и характера социализации личности. формирования у нее определенных демографич. установок. Меры П.д. могут быть направлены на достижение конъюнктурных и перспективных задач. Различают меры материальные, организационные, административно-правовые, воспитанные и др. Во всех случаях эти меры должны способствовать достижению определенного эффекта. Эффективная П.д. означает не только целенаправленное воздействие гос-ва на демография, процессы, но и создание условий, обеспечивающих достижение поставленных целей, т. е. выделение ресурсов и их умелое распределение на различн. по характеру меры. Лит: Демографическая политика. М., 1974; Демографическая политика в СССР. М., 1983; Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР. М., 1987; Рыбаковский Л.П. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1987. Л.Л. Рыбаковский, О.Д. Захарова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения.
Как правило, это система мер, направляющих течение демографических процессов в сторону оптимизации воспроизводства населения, т. е. формирования такого сознательного демографического поведения населения, которое бы соответствовало представлениям об объективных потребностях общественного развития. Д. п. – составная часть социально-экономической политики государства, поэтому ее меры должны способствовать или во всяком случае не препятствовать реализации главной цели, которую ставит перед собой общество, в то время как другие меры социально-экономической политики должны согласовываться с целями Д. п. Она должна комплексно воздействовать на все стороны воспроизводства населения, а не сводиться только к задаче ликвидации неблагоприятных явлений в демографической ситуации. Д. п. необходима даже тогда, когда существующие параметры воспроизводства народонаселения близки к оптимальным. В таких условиях ее роль заключается в поддержании их на должном уровне.
В широком понимании Д. п. иногда отождествляют с политикой народонаселения, в узком – рассматривают как одну из ее составляющих, наряду с регулированием условий занятости и труда, уровня жизни и социального обеспечения населения. Объектами Д. п. могут быть население всей страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла. Д. п. нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики конкретной демографической ситуации: ее тенденции и перспективы обуславливают и определяют характер и целевую направленность Д. п. В общем виде Д. п. обычно сводится к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качеств, характеристики населения.
Основные направления Д. п. включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения населения, государственную помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т. п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение. Меры Д. п. делятся на: экономические (оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.), административно-правовые (законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, миграционные процессы и т. п.), воспитательные и пропагандистские, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.
Идеи воздействия на процессы брачности и рождаемости содержатся уже в работах античных мыслителей (Платон, Аристотель и др.). В Древнем Риме были приняты законы, направленные на повышение рождаемости среди свободного населения и поощрявшие брачность. В средние века были выработаны жесткие каноны, согласно которым брачность, большая семья и неограничиваемая рождаемость являлись незыблемыми условиями традиционного поведения населения. Во время перехода к индустриальному обществу стала все явственнее обозначаться угроза депопуляции. Это вызвало к жизни ряд принципиально иных проблем народонаселения. В 1946 г. во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений 1-го, 2-го и особенно 3-го ребенка. В 1960–1970-е годы меры поощрения рождаемости приняты и в ряде других стран. Во многих странах в условиях так называемого демографического взрыва осуществляется Д. п., направленная на стимулирование снижения рождаемости. Программы снижения рождаемости проводятся во многих странах Азии. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, которые расходуются как на пропаганду среди населения преимуществ малодетной семьи и современных методов ограничения деторождения, так и в ряде случаев на предоставление материальных льгот семьям, активно включившимся в реализацию программ планирования семьи.
В современных условиях Д. п. осуществляется в большинстве стран мира. С 1960-х годов ООН проводит периодические опросы правительств по вопросам политики в области населения (в 1963, 1972, 1976, 1978, 1982, 1988). Их систематизированные результаты легли в основу специального банка данных о политике в области населения. Банк содержит постоянно пополняемую информацию по 174 странам.
Лит.: Валентей Д. И. Теория и политика народонаселения. – М., 1967; Демографическая политика. – М., 1974; Детерминанты и последствия демографических тенденций: в 2 т. – Т. 1, ч. 9. – Нью-Йорк, 1975; Кваша А. Я. Демографическая политика в СССР. – М., 1986; Елизаров В. В. Демографическая политика // Система знаний о народонаселении. – М., 1991; Шахотько Л. П. Воспроизводство населения в Белорусской ССР. – Минск, 1985; Шахотько Л. П. О демографической политике в области рождаемости. – Минск, 1979; Population Policy Analysis, Lexington, 1979; Trends in Population Policy. – N. Y., 1989; Willerons F. J. Population policies for a sustainable human development, worbing Paper 96-3, Population Research Center, University of Croningen. – Croningen, 1996. Л. П. Шахотько

Источник: Экономико-социологический словарь.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, один из осн. компонентов политики народонаселения; имеет своим объектом воспроиз-во нас. и направлена на достижение желательного в долгосрочной перспективе типа этого воспроиз-ва. Будучи частью социально-экон. политики общества, Д. п. социально обусловлена и имеет, как всякая политика, классовый характер. Как правило, Д. п. проводится с помощью спец. мер воздействия и в условиях социализма выступает как элемент управления развитием народонаселения. Понятие ´Д. п.´ не имеет вполне сложившегося однозначного толкования с точки зрения определения ее содержания. Трактовке демографич. процессов как охватывающих лишь воспроиз-во нас. соответствует понимание Д. п. в узком смысле, в более широком - оно приближается к политике народонас., включая разл. структуры воспроиз-ва нас. и миграцию. Между понятиями Д. п. в широком и узком смыслах нет противоречия по существу, поскольку практически все меры, направленные на развитие народонас., прямо или опосредованно влияют и на его воспроиз-во.

Идеи воздействия общества на процессы брачности и рождаемости содержатся уже в работах античных авторов (Платон, Аристотель и др.). В Др. Риме на рубеже н. э. были приняты законы, направленные на повышение рождаемости среди свободного нас., поощрявшие брачность. Феод. общество и выражавшая его интересы церковь выработали жесткие каноны, согласно к-рым брачность, большая семья и неограничиваемая рождаемость являлись незыблемыми условиями традиционного поведения нас.

Переход к капитализму и утверждение его господства вызвали к жизни ряд принципиально иных проблем народонас.; они становятся предметом спец. исследований, имевших целью выработку определ. практич. рекомендаций. В области воспроиз-ва нас. по мере обострения противоречий капитализма стала все явственнее обозначаться угроза депопуляции. Во Франции, в силу специфич. историч. условий развития страны, резкое снижение рождаемости началось в первые десятилетия 19 в. В 20 в. оно проявилось в развой степени и в др. странах Зап. Европы. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения Д. п. в гос. масштабе, к-рые усилились в условиях гoc.-монополистич. капитализма. В 1946 во Франции была введена в практику широкая система ден. выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. В 60-70-х гг. отд. меры поощрения рождаемости приняты и в ряде др. развитых капиталистич. стран. Вместе с тем ни одна капиталистич. страна не в состоянии проводить Д. п. комплексно. Ее мероприятия неизбежно носят ограниченный и разрозненный характер, обусловленный частной собственностью на средства произ-ва и узкоэгоистич. интересами господствующих классов.

Во многих развивающихся странах в условиях т. н. демографического взрыва осуществляется Д. п., направленная на стимулирование снижения рождаемости. В заруб. Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает ок. 90% нас. континента. На их осуществление выделяются значит. ден. средства, в частности в Индии па эти цели в 1969-74 было выделено ок. 3 млрд. рупий, к-рые расходовались как на пропаганду среди нас. преимуществ малодетной семьи и совр. методов ограничения деторождения, так и, в ряде случаев, на предоставление материальных льгот семьям, активно включившимся в реализацию программ планирования семьи. Однако практика показывает, что осуществление указанных программ в отрыве от общих условий социального и экон. развития не могут принести большого эффекта. Достижение такого эффекта требует глубоких прогрессивных социально-экон. преобразований; лишь на их основе могут сложиться новые стереотипы репродуктивного поведения.

В социалистич. странах Европы начиная примерно со 2-й пол. 60-х гг. с учетом специфич. условий каждой из стран проводится активная Д. п., направленная на стимулирование рождений в семьях вторых и особенно третьих детей, на оказание разносторонней помощи молодым семьям, снижение заболеваемвсти и смертности. Эти меры, опирающиеся на благоприятный комплекс социальных условий, способствовали росту в семьях числа вторых детей, а также, в меньшей мере, третьих.

В СССР меры воздействия на демографич. процессы и помощь гос-ва определ. категориям семей стали осуществляться с первых лет Сов. власти. Забота сов. гос-ва о семье, охрана материнства, улучшение материального положения многодетных и малообеспеченных семей выступает неотъемлемым элементом социалистич. образа жизни: создание и развитие широкой сети детских учреждений, организация и совершенствование службы быта и обществ. питания, предоставление бесплатной мед. помощи, выплата пособий в случае рождения ребенка, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов помощи семье. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. в СССР в соответствии с решениями 25-го и 26-го съездов КПСС разрабатываются и с 1981 осуществляются меры эффективной Д. п., учитывающей региональные различия в развитии процессов воспроиз-ва нас. Предусмотрено создание условий для упрочения семьи, расширение преимуществ и льгот семьям, имеющим детей, молодоженам и работающим матерям (см. Охрана материнства и детства, Многодетные матери, Одинокие матери, Отпуск по беременности и родам, Пособия многодетным матерям).

Д. п. в области рождаемости направлена на создание условий, позволяющих родителям наилучшим образом участвовать в трудовой и обществ. деятельности и воспитать с помощью гос-ва желательное для семьи и общества число детей. Эффективность Д. п. определяется быстротой формирования желат. типа воспроиз-ва нас. при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности Д. п. являются комплексность проведения, ориентированность на длит. перспективу, устойчивость осуществляемых мероприятий. Успешное осуществление Д. п. в социалистическом обществе ведет к формированию оптим. типа воспроиз-ва нас., наилучшим образом отвечающего долгосрочным целям общества. Оно обеспечивает и формирование рациональных по объему и направленности миграционных потоков нас (см. Миграция населения).

Методы Д. п. можно подразделить на социально-экономические, правовые, воспитательно-психологические. К социально-экономическим относятся повышение уровня и улучшение условий жизни семьи при ее формировании и рождении детей. Они направлены, в частности, на стимулирование не любого увеличения числа рождений, а лишь определ. числа детей в семье. Социально-экон. мерами являются и прямые систе-матич. (чаще всего ежемесячные) ден. выплаты семье (т. н. семейные пособия), величина к-рых зависит от того, о каком по счету ребенке в семье идет речь. Размер таких пособий определяется как экон. возможностями страны, так и тем значением, к-рое придается демографич. целям в системе социальных задач общества. В идеале такие пособия должны соответствовать ср. величине расходов семьи на содержание ребенка. Эта форма поощрения рождаемости широко используется в ряде стран мира (см. Семейные пособия). Наряду с систематич. выплатами в отд. странах широко применяются и единоврем. выплаты при рождении ребенка, а также предоставление молодоженам целевых кредитов на выгодных условиях для приобретения необходимого домашнего имущества, детской одежды и жилья. К социально-экон. мерам относятся и дополнит. льготы по налогообложению и оплате жилья, введенные для семей при рождении детей, увеличение длительности полностью или частично оплачиваемого послеродового и очередного отпусков в зависимости от числа детей в семье и др.

Правовые меры - разрешающие или запрещающие акты, касающиеся, напр., абортов или продажи контрацептивов. Они результативны лишь в сочетании с социально-экон. мерами. Большое значение имеет законодательство об охране прав матери и ребенка.

Воспитательно-психологич. меры включают пропаганду через органы массовой информации преимуществ желат. для общества типа семьи, соответствующих ему стандартов демографич. поведения в отношении рождаемости, охраны здоровья и др. Сюда же можно отнести и получающую в СССР распространение деятельность специализир. агентств, призванных обеспечить создание семьи, способствовать ее сохранению и укреплению.

Ленин В.И., Рабочий класс и неомальтузианство, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23; Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981, с. 54; Валентен Д. И., Теория и политика народонаселения, М. 1967; Демографическая политика, М. 1974; Урланис Б. II., Проблемы динамики населения СССР, М. 1974: Система знаний о народонаселении, М. 1976, Управление развитием народонаселения в СССР, М. 1977; Основы теории народонаселения, 2 изд., М. 1977; Кваша А. Я., Демографическая политика в СССР, М. 1981; Проблемы повышения эффективности использования рабочей силы в СССР, М. 1983, гл. 11; Демографическая политика: опыт социалистических стран, М. 1983.

А. Я. Кваша.

Источник: Демографический энциклопедический словарь