ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: География населения. Словарь терминов.
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
родных катастроф и т.Д. В свою очередь, цели Д. п. определяют направленность ее мер. В одних случаях, такая политика стимулирует (поощряет) конкретные тенденции воспроизводства населения, а в других – сдерживает их. Эффективность демографической политики определяется успехами в достижении желательного типа воспроизводства населения при минимально возможн ых расходах и издержках общества.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Экономико-социологический словарь.
Включает систему целей и средств для их достижения.
Д.п. является составной частью социальной политики, специфической по своим целям и методам их достижения, находящейся в тесной взаимосвязи с другими сферами жизнедеятельности: занятостью, уровнем жизни, социальной защитой и социальным обеспечением, здравоохранением, образованием и т.д.
Под Д.п. понимается государственная политика, направленная на достижение в долгосрочной перспективе желательного для данной страны режима воспроизводства населения. Воспроизводство населения складывается в результате процессов рождаемости, смертности, брачности и миграции. Выделяют три основных режима воспроизводства: расширенное (если высокий прирост — демографический взрыв), простое (нулевой прирост) и суженное (депопуляция). При этом главным критерием, определяющим оптимальный для каждой конкретной страны режим воспроизводства населения, является соотношение населения и ресурсов развития: достигнутый экономический потенциал и потребности в трудовых ресурсах, наличие природных ресурсов, заселенность и освоенность территорий, геополитические интересы.
Целостная Д.п. складывается из официально декларированных государством целей, принципов, приоритетных задач и конкретных мер, а также механизмов реализации: правовых, финансовых, организационных, институциональных, информационных, научных, пропагандистских, кадровых.
Д.п. направлена на регулирование процессов рождаемости, смертности, брачности, расселения и миграции, поскольку именно от них зависит режим воспроизводства населения. Специфика Д.п. как части социальной политики заключается в том, что ее меры носят косвенный характер, через создание определенных условий, влияющих на человеческое поведение и принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, места жительства, здорового или нездорового образа жизни и др. Д.п. только дополняет социально-экономическую политику, оказывающую определяющее влияние на демографическое поведение населения. Именно от социально-экономической политики зависят качество жизни населения, доходы, характер занятий, образование, состояние здоровья, жилищные условия. Немаловажную роль в демографическом поведении населения играют также традиции, социокультурные и конфессиональные особенности населения. Теоретически Д.п. следует отличать от политики народонаселения (направлена не только на оптимизацию воспроизводства населения, но и на повышение качества населения и трудовых ресурсов) и семейной политики (направлена на укрепление семьи и улучшение условий жизнедеятельности семей, реализации функций семей, в том числе жизнесохранительной и демографической).
В управлении демографическими процессами политика государства всегда имеет большое значение. Примером целеполагания важной междисциплинарной и общественно значимой проблемы является Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351.
Г.И. Климантова
Лит.: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 “Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года”; Вишневский А.Г. Демографическая революция // Избранные демографические труды: В 2 т. Т. 1. М., 2005. С. 162; Государственная политика вывода России из демографического кризиса: Монография / В.И. Якунин и др.; под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: Экономика. Научный эксперт, 2007; Народонаселение: Энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл., 1994.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Как правило, это система мер, направляющих течение демографических процессов в сторону оптимизации воспроизводства населения, т. е. формирования такого сознательного демографического поведения населения, которое бы соответствовало представлениям об объективных потребностях общественного развития. Д. п. – составная часть социально-экономической политики государства, поэтому ее меры должны способствовать или во всяком случае не препятствовать реализации главной цели, которую ставит перед собой общество, в то время как другие меры социально-экономической политики должны согласовываться с целями Д. п. Она должна комплексно воздействовать на все стороны воспроизводства населения, а не сводиться только к задаче ликвидации неблагоприятных явлений в демографической ситуации. Д. п. необходима даже тогда, когда существующие параметры воспроизводства народонаселения близки к оптимальным. В таких условиях ее роль заключается в поддержании их на должном уровне.
В широком понимании Д. п. иногда отождествляют с политикой народонаселения, в узком – рассматривают как одну из ее составляющих, наряду с регулированием условий занятости и труда, уровня жизни и социального обеспечения населения. Объектами Д. п. могут быть население всей страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла. Д. п. нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики конкретной демографической ситуации: ее тенденции и перспективы обуславливают и определяют характер и целевую направленность Д. п. В общем виде Д. п. обычно сводится к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качеств, характеристики населения.
Основные направления Д. п. включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения населения, государственную помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т. п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение. Меры Д. п. делятся на: экономические (оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.), административно-правовые (законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, миграционные процессы и т. п.), воспитательные и пропагандистские, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.
Идеи воздействия на процессы брачности и рождаемости содержатся уже в работах античных мыслителей (Платон, Аристотель и др.). В Древнем Риме были приняты законы, направленные на повышение рождаемости среди свободного населения и поощрявшие брачность. В средние века были выработаны жесткие каноны, согласно которым брачность, большая семья и неограничиваемая рождаемость являлись незыблемыми условиями традиционного поведения населения. Во время перехода к индустриальному обществу стала все явственнее обозначаться угроза депопуляции. Это вызвало к жизни ряд принципиально иных проблем народонаселения. В 1946 г. во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений 1-го, 2-го и особенно 3-го ребенка. В 1960–1970-е годы меры поощрения рождаемости приняты и в ряде других стран. Во многих странах в условиях так называемого демографического взрыва осуществляется Д. п., направленная на стимулирование снижения рождаемости. Программы снижения рождаемости проводятся во многих странах Азии. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, которые расходуются как на пропаганду среди населения преимуществ малодетной семьи и современных методов ограничения деторождения, так и в ряде случаев на предоставление материальных льгот семьям, активно включившимся в реализацию программ планирования семьи.
В современных условиях Д. п. осуществляется в большинстве стран мира. С 1960-х годов ООН проводит периодические опросы правительств по вопросам политики в области населения (в 1963, 1972, 1976, 1978, 1982, 1988). Их систематизированные результаты легли в основу специального банка данных о политике в области населения. Банк содержит постоянно пополняемую информацию по 174 странам.
Лит.: Валентей Д. И. Теория и политика народонаселения. – М., 1967; Демографическая политика. – М., 1974; Детерминанты и последствия демографических тенденций: в 2 т. – Т. 1, ч. 9. – Нью-Йорк, 1975; Кваша А. Я. Демографическая политика в СССР. – М., 1986; Елизаров В. В. Демографическая политика // Система знаний о народонаселении. – М., 1991; Шахотько Л. П. Воспроизводство населения в Белорусской ССР. – Минск, 1985; Шахотько Л. П. О демографической политике в области рождаемости. – Минск, 1979; Population Policy Analysis, Lexington, 1979; Trends in Population Policy. – N. Y., 1989; Willerons F. J. Population policies for a sustainable human development, worbing Paper 96-3, Population Research Center, University of Croningen. – Croningen, 1996. Л. П. Шахотько
Источник: Экономико-социологический словарь.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, один из осн. компонентов политики народонаселения; имеет своим объектом воспроиз-во нас. и направлена на достижение желательного в долгосрочной перспективе типа этого воспроиз-ва. Будучи частью социально-экон. политики общества, Д. п. социально обусловлена и имеет, как всякая политика, классовый характер. Как правило, Д. п. проводится с помощью спец. мер воздействия и в условиях социализма выступает как элемент управления развитием народонаселения. Понятие ´Д. п.´ не имеет вполне сложившегося однозначного толкования с точки зрения определения ее содержания. Трактовке демографич. процессов как охватывающих лишь воспроиз-во нас. соответствует понимание Д. п. в узком смысле, в более широком - оно приближается к политике народонас., включая разл. структуры воспроиз-ва нас. и миграцию. Между понятиями Д. п. в широком и узком смыслах нет противоречия по существу, поскольку практически все меры, направленные на развитие народонас., прямо или опосредованно влияют и на его воспроиз-во.
Идеи воздействия общества на процессы брачности и рождаемости содержатся уже в работах античных авторов (Платон, Аристотель и др.). В Др. Риме на рубеже н. э. были приняты законы, направленные на повышение рождаемости среди свободного нас., поощрявшие брачность. Феод. общество и выражавшая его интересы церковь выработали жесткие каноны, согласно к-рым брачность, большая семья и неограничиваемая рождаемость являлись незыблемыми условиями традиционного поведения нас.
Переход к капитализму и утверждение его господства вызвали к жизни ряд принципиально иных проблем народонас.; они становятся предметом спец. исследований, имевших целью выработку определ. практич. рекомендаций. В области воспроиз-ва нас. по мере обострения противоречий капитализма стала все явственнее обозначаться угроза депопуляции. Во Франции, в силу специфич. историч. условий развития страны, резкое снижение рождаемости началось в первые десятилетия 19 в. В 20 в. оно проявилось в развой степени и в др. странах Зап. Европы. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения Д. п. в гос. масштабе, к-рые усилились в условиях гoc.-монополистич. капитализма. В 1946 во Франции была введена в практику широкая система ден. выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. В 60-70-х гг. отд. меры поощрения рождаемости приняты и в ряде др. развитых капиталистич. стран. Вместе с тем ни одна капиталистич. страна не в состоянии проводить Д. п. комплексно. Ее мероприятия неизбежно носят ограниченный и разрозненный характер, обусловленный частной собственностью на средства произ-ва и узкоэгоистич. интересами господствующих классов.
Во многих развивающихся странах в условиях т. н. демографического взрыва осуществляется Д. п., направленная на стимулирование снижения рождаемости. В заруб. Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает ок. 90% нас. континента. На их осуществление выделяются значит. ден. средства, в частности в Индии па эти цели в 1969-74 было выделено ок. 3 млрд. рупий, к-рые расходовались как на пропаганду среди нас. преимуществ малодетной семьи и совр. методов ограничения деторождения, так и, в ряде случаев, на предоставление материальных льгот семьям, активно включившимся в реализацию программ планирования семьи. Однако практика показывает, что осуществление указанных программ в отрыве от общих условий социального и экон. развития не могут принести большого эффекта. Достижение такого эффекта требует глубоких прогрессивных социально-экон. преобразований; лишь на их основе могут сложиться новые стереотипы репродуктивного поведения.
В социалистич. странах Европы начиная примерно со 2-й пол. 60-х гг. с учетом специфич. условий каждой из стран проводится активная Д. п., направленная на стимулирование рождений в семьях вторых и особенно третьих детей, на оказание разносторонней помощи молодым семьям, снижение заболеваемвсти и смертности. Эти меры, опирающиеся на благоприятный комплекс социальных условий, способствовали росту в семьях числа вторых детей, а также, в меньшей мере, третьих.
В СССР меры воздействия на демографич. процессы и помощь гос-ва определ. категориям семей стали осуществляться с первых лет Сов. власти. Забота сов. гос-ва о семье, охрана материнства, улучшение материального положения многодетных и малообеспеченных семей выступает неотъемлемым элементом социалистич. образа жизни: создание и развитие широкой сети детских учреждений, организация и совершенствование службы быта и обществ. питания, предоставление бесплатной мед. помощи, выплата пособий в случае рождения ребенка, предоставление пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов помощи семье. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. в СССР в соответствии с решениями 25-го и 26-го съездов КПСС разрабатываются и с 1981 осуществляются меры эффективной Д. п., учитывающей региональные различия в развитии процессов воспроиз-ва нас. Предусмотрено создание условий для упрочения семьи, расширение преимуществ и льгот семьям, имеющим детей, молодоженам и работающим матерям (см. Охрана материнства и детства, Многодетные матери, Одинокие матери, Отпуск по беременности и родам, Пособия многодетным матерям).
Д. п. в области рождаемости направлена на создание условий, позволяющих родителям наилучшим образом участвовать в трудовой и обществ. деятельности и воспитать с помощью гос-ва желательное для семьи и общества число детей. Эффективность Д. п. определяется быстротой формирования желат. типа воспроиз-ва нас. при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности Д. п. являются комплексность проведения, ориентированность на длит. перспективу, устойчивость осуществляемых мероприятий. Успешное осуществление Д. п. в социалистическом обществе ведет к формированию оптим. типа воспроиз-ва нас., наилучшим образом отвечающего долгосрочным целям общества. Оно обеспечивает и формирование рациональных по объему и направленности миграционных потоков нас (см. Миграция населения).
Методы Д. п. можно подразделить на социально-экономические, правовые, воспитательно-психологические. К социально-экономическим относятся повышение уровня и улучшение условий жизни семьи при ее формировании и рождении детей. Они направлены, в частности, на стимулирование не любого увеличения числа рождений, а лишь определ. числа детей в семье. Социально-экон. мерами являются и прямые систе-матич. (чаще всего ежемесячные) ден. выплаты семье (т. н. семейные пособия), величина к-рых зависит от того, о каком по счету ребенке в семье идет речь. Размер таких пособий определяется как экон. возможностями страны, так и тем значением, к-рое придается демографич. целям в системе социальных задач общества. В идеале такие пособия должны соответствовать ср. величине расходов семьи на содержание ребенка. Эта форма поощрения рождаемости широко используется в ряде стран мира (см. Семейные пособия). Наряду с систематич. выплатами в отд. странах широко применяются и единоврем. выплаты при рождении ребенка, а также предоставление молодоженам целевых кредитов на выгодных условиях для приобретения необходимого домашнего имущества, детской одежды и жилья. К социально-экон. мерам относятся и дополнит. льготы по налогообложению и оплате жилья, введенные для семей при рождении детей, увеличение длительности полностью или частично оплачиваемого послеродового и очередного отпусков в зависимости от числа детей в семье и др.
Правовые меры - разрешающие или запрещающие акты, касающиеся, напр., абортов или продажи контрацептивов. Они результативны лишь в сочетании с социально-экон. мерами. Большое значение имеет законодательство об охране прав матери и ребенка.
Воспитательно-психологич. меры включают пропаганду через органы массовой информации преимуществ желат. для общества типа семьи, соответствующих ему стандартов демографич. поведения в отношении рождаемости, охраны здоровья и др. Сюда же можно отнести и получающую в СССР распространение деятельность специализир. агентств, призванных обеспечить создание семьи, способствовать ее сохранению и укреплению.
Ленин В.И., Рабочий класс и неомальтузианство, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23; Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981, с. 54; Валентен Д. И., Теория и политика народонаселения, М. 1967; Демографическая политика, М. 1974; Урланис Б. II., Проблемы динамики населения СССР, М. 1974: Система знаний о народонаселении, М. 1976, Управление развитием народонаселения в СССР, М. 1977; Основы теории народонаселения, 2 изд., М. 1977; Кваша А. Я., Демографическая политика в СССР, М. 1981; Проблемы повышения эффективности использования рабочей силы в СССР, М. 1983, гл. 11; Демографическая политика: опыт социалистических стран, М. 1983.
А. Я. Кваша.