ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
conspicuous consumption) — термин, внедренный Вебленом для помощи в определении характеристик досужего класса. Веблен высказывает предположение, что некоторые виды потребления осуществляются не столько из-за полезности товаров или услуг, сколько напоказ, то есть ради демонстрации социального статуса. Эта идея недавно была заново исследована Бурдье (1984) и в работе Фреда Хирша (1977) о престижных товарах.

Источник: Большой толковый социологический словарь

потребление демонстративное
1) по Т. Веблену, потребление, имеющее целью произвести символический эффект на окружающих, обращающее на себя внимание окружающих, которое характерно для «праздного класса»; проявляется в значительно большей трате денег на товары, чем они стоят; 2) по Ж. Бодрийяру – особая форма доказательства социальной значимости, социальный отличительный маркер, характерный для постмодернистского общества, проявляющийся, в частности, в расточительстве свободного времени, в доказательстве своей свободы по отношению к производительному труду. – Литература: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984; Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995; Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск, 1997; Гофман А.Б. Классическое и современной: Этюды по истории и теории социологии. М., 2003.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Демонстративное потребление
Использование товаров и услуг для демонстрации своей действительной или символической принадлежности к определенному социальному классу, в особенности к тому, который обладает высоким статусом. Соответственно дело обычно касается престижных товаров и услуг. Демонстративное потребление может присутствовать в любом обществе, однако оно особенно характерно для общества потребления, в котором высокий статус тесно сопряжен с владением определенными материальными благами. Примером может служить пользование «фирменной» одеждой с ясно идентифицируемым стилем или легко читаемым наименованием производителя. Впрочем, демонстративное потребление имеет смысл только тогда, когда люди могут распознать престижность и эксклюзивность товаров, что предполагает активную роль рекламы и маркетинга. В свете сказанного социологи должны определиться, к какому типу общества относилось советское общество, где слово «фирма» (с нарочитым ударением на второй слог) означало принадлежность человека, владеющего данной «фирменной» вещью, к кругам, способным «достать» тот или иной дефицит. Подобный демонстративный характер присущ потреблению благ носителями новой культуры в России 1990-х и 2000-х гг. Это проявляется не только в моде, в ношении одежды «от Армани» или «от Юдашкина», но и в развитии «шоу-бизнеса» на телевидении. [12].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.