ДЕМОСКОПИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДЕМОСКОПИЯ

ДЕМОСКОПИЯ (от греч. demos - народ и skopeo - смотрю, наблюдаю), редко употребляемый термин (предложен амер. социологом С. Доддом в 1946), означающий получение информации о нас. при помощи его переписей, обследований и др. способов статистич. наблюдения. Д. охватывает как методику сбора информации и ее первичный контроль, так и его организац. аспекты. Д. тесно смыкается с теорией и методикой эмпирич. социологич. исследований и теорией выборочного метода. В сов. демографич. лит-ре Д. обычно рассматривается как часть демографич. статистики. Иногда понятие Д. расширяется, в него включают теорию, методику и практику сбора всякой информации (не только демографической) путем непосредств. обращения к нас., в частности опросы обществ. мнения (Ин-т демоскопии в г. Алленсбах, ФРГ).

Л. Е. Дарский.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

ДЕМОСКОПИЯ
греч. demos - народ, skopeo - смотрю) - прикладная социология, занимающаяся проведением опросов населения; вид исследования, который используется для наблюдения и анализа массовых явлений в обществе. Основные методы сбора информации, применяемые в Д., - анкетный опрос и интервью.
Термин "Д." предложил в 1946 американский социолог С. Додд. Введен в употребление немецким исследователем, профессором Элизабет Ноэль-Нойман, создательницей одного из самых крупных исследовательских институтов ФРГ - Института Д. (Алленсбах, 1947), известного не только в Германии, но и далеко за ее пределами. Сфера деятельности Института - исследования по заказам политических партий (прогнозирование исхода выборов), правительственных учреждений, средств массовой информации (анализ аудитории СМИ и выяснение их эффективности; зондаж настроений населения, изучение общественного мнения), предпринимателей (изучение емкости товарного рынка, перспектив капиталовложений, определение перспектив сбыта различных товаров), опросы населения в интересах торговых фирм и т.д. Значительная часть исследований посвящена "изучению мнений" (например, отношения населения к проектам законов, к политическим лозунгам, упаковке и оформлению товаров, изменению тарифов на транспорте и т.п.). Основные положения Д. изложены в книге Э. Ноэль-Нойман "Массовые опросы" (1978).
В.А. Балцевич

Источник: Социология: энциклопедия