Департаментализация
Департаментализация
подход к формированию организационной структуры, основанный на выделение по каким-либо признакам структурных подразделений организации, группирование специализированных работ в подразделениях организации по двум основным направлениям: видам ресурсов и видам результатов деятельности. С учетом рационального охвата контролем и в интересах достижения эффективной координации и управления всеми видами деятельности организация подразделяется на соответствующие структурные блоки (департаменты, отделы, службы).
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
ДЕПАРТАМЕНТАЛИЗАЦИЯ
система принципов, предопределяющих логику формирования структурных подразделений в административных организациях (см.: Административные организации; Формальная (официальная) организация; Структура организации).
В основе Д. лежат процессы разделения труда (см. Разделение труда в организации), специализация деятельности, выделение устойчивых сфер деятельности, формирование на этой основе подразделений, специализирующихся в данном виде деятельности в целях обеспечения максимальной эффективности кооперированной деятельности или минимизации затрат на производство или услуги.
Проблема Д., впервые поставленная в работах Л. Гьюлика, прорабатывалась в работах других представителей классической школы (см. Классическая школа организации и управления). Позднее она рассматривалась также в работах некоторых представителей школы социальных систем (Г. Саймон), эмпирической школы (Г. Кунц, С. О’Доннел) и др. (см.: Школа социальных систем; Эмпирическая школа). Особое значение проблема Д. приобрела при проектировании крупных организаций, имеющих сложное строение и разную степень зависимости подразделений от центра (см.: Сложные организации; Комплексные организации).
Принципы Д. начали формироваться с разделением труда и формированием представлений об организации как целевой высоко кооперированной системе, предполагающей соединение разнородных видов деятельности в рамках модели закрытых систем (см. Организация как открытая система). В этот период Л. Гьюликом были сформулированы четыре базовых принципа Д., используемых при формировании структурных подразделений:
- по цели (или по продукту) – специфика конечного выпускаемого продукта (услуги);
- по географии – единство территориального размещения подразделения;
- по процессу (функции) – технология переработки исходного продукта (или информации);
- комбинированный принцип.
Каждый из указанных подходов имел свои преимущества и недостатки в зависимости от структуры и территориального размещения организации. По мнению Г. Саймона, много занимавшегося проблемой Д., для организаций среднего и малого размера наиболее эффективной является Д. по процессу, которая позволяет сгруппировать специалистов в зависимости от способа переработки информации и типа принимаемых решений и снизить издержки в результате высокой специализации деятельности. Однако этот способ утрачивает свои преимущества при его использовании в больших и сложных организациях из-за возрастания затрат на координацию деятельности (см. Проблема возрастания затрат на координацию). В таких организациях наиболее эффективна Д. по цели. Наконец в организациях, где подразделения существенно удалены друг от друга, оправдана Д. по географии, однако этот способ имеет серьезный недостаток, так как подразделения одной и той же организации могут конкурировать между собой на рынке.
С развитием представлений об организации как открытой сложной многофункциональной и диверсифицированной системе (см. Диверсификация в организации), функционирующей в условиях динамичного и сегментированного рынка, к названным принципам Д., определяющим логику этого процесса, добавились такие, как: Д. по клиенту поставщику ресурсов; Д. по каналам сбыта, типу продуктового рынка; Д. по времени существования создаваемой структуры (матричные и постоянные структуры) и др. Указанные процессы Д. отразились на формировании соответствующих типов административных структур (см.: Линейно-штабная структура; Функциональная структура управления; Дивизиональная структура организации; Матричная (проектная) структура организации).
В основе Д. лежат процессы разделения труда (см. Разделение труда в организации), специализация деятельности, выделение устойчивых сфер деятельности, формирование на этой основе подразделений, специализирующихся в данном виде деятельности в целях обеспечения максимальной эффективности кооперированной деятельности или минимизации затрат на производство или услуги.
Проблема Д., впервые поставленная в работах Л. Гьюлика, прорабатывалась в работах других представителей классической школы (см. Классическая школа организации и управления). Позднее она рассматривалась также в работах некоторых представителей школы социальных систем (Г. Саймон), эмпирической школы (Г. Кунц, С. О’Доннел) и др. (см.: Школа социальных систем; Эмпирическая школа). Особое значение проблема Д. приобрела при проектировании крупных организаций, имеющих сложное строение и разную степень зависимости подразделений от центра (см.: Сложные организации; Комплексные организации).
Принципы Д. начали формироваться с разделением труда и формированием представлений об организации как целевой высоко кооперированной системе, предполагающей соединение разнородных видов деятельности в рамках модели закрытых систем (см. Организация как открытая система). В этот период Л. Гьюликом были сформулированы четыре базовых принципа Д., используемых при формировании структурных подразделений:
- по цели (или по продукту) – специфика конечного выпускаемого продукта (услуги);
- по географии – единство территориального размещения подразделения;
- по процессу (функции) – технология переработки исходного продукта (или информации);
- комбинированный принцип.
Каждый из указанных подходов имел свои преимущества и недостатки в зависимости от структуры и территориального размещения организации. По мнению Г. Саймона, много занимавшегося проблемой Д., для организаций среднего и малого размера наиболее эффективной является Д. по процессу, которая позволяет сгруппировать специалистов в зависимости от способа переработки информации и типа принимаемых решений и снизить издержки в результате высокой специализации деятельности. Однако этот способ утрачивает свои преимущества при его использовании в больших и сложных организациях из-за возрастания затрат на координацию деятельности (см. Проблема возрастания затрат на координацию). В таких организациях наиболее эффективна Д. по цели. Наконец в организациях, где подразделения существенно удалены друг от друга, оправдана Д. по географии, однако этот способ имеет серьезный недостаток, так как подразделения одной и той же организации могут конкурировать между собой на рынке.
С развитием представлений об организации как открытой сложной многофункциональной и диверсифицированной системе (см. Диверсификация в организации), функционирующей в условиях динамичного и сегментированного рынка, к названным принципам Д., определяющим логику этого процесса, добавились такие, как: Д. по клиенту поставщику ресурсов; Д. по каналам сбыта, типу продуктового рынка; Д. по времени существования создаваемой структуры (матричные и постоянные структуры) и др. Указанные процессы Д. отразились на формировании соответствующих типов административных структур (см.: Линейно-штабная структура; Функциональная структура управления; Дивизиональная структура организации; Матричная (проектная) структура организации).
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000