ДЕРОШ Анри

Найдено 1 определение
ДЕРОШ Анри
(1914-1994) - французский исследователь религии, католический священник (был членом доминиканского ордена), представитель религиозной социологии. Несколько лет Д. сотрудничал с Ле Бра в исследованиях по социографии религии. В своих работах 1950-х годов он рассматривая теоретико-методологические вопросы религиозной социологии (статьи «Предмет и метод религиозной социологии в трудах Габриеля Ле Бра», 1954; «Иоахим Вах о социологической и теологической типологиях религиозности», 1956, и др.). Выйдя из доминиканского ордена, Д. занялся изучением марксистской теории в ее отношении к религии («Марксизм и религия», 1962; «Социатизм и религиозная социология», 1965), стремясь найти объяснение кризису традиционной религиозности в современном западном обществе и новым явлениям в религиозной жизни. При этом Д. настаивал на созвучии христианства и социалистического движения - то и другое исторически были наполнены мессианством, милленаризмом, инакомыслием и утопизмом («Социология надежды», 1963). Эти занятия не сделали его марксистом, но помогли уточнить ряд представлений о возможностях научного понимания социальных аспектов религии. В 1968 г. Д. публикует труд «Религиозные социологии», названием которого указывает на существование различных подходов к социологическому изучению религии. В рамках общей рубрики религиозной социологии он предложил различать «социологизированную теологию» («социотеологию») и «атеологическую социологию». Оба подхода строятся на основе религиозно ориентированного мировоззрения. Но в первом случае происходит лишь теологическая интерпретация социальных процессов, тогда как во втором - теологические абстракции уступают место научному инструментарию, применяемому с точным пониманием пределов доступного науке проникновения в религиозную сферу. Д. отдавал преимущество второму подходу, разделяя сходные представления Ваха. Разнообразие научных интересов Д. воплотилось в публикациях по широкому спектру вопросов религиозной социологии и смежных с нею областей науки. Он изучал историю и современные проявления социально-утопических идей в религиях, взаимоотношение религии и контркультуры, проблемы распространения религий и конверсии религиозной («Контрабанда религий», 1974). С 1970-х годов Д. все чаще высказывается о необходимости междисциплинарного подхода в изучении религии, о чем пишет в трудах «Введение в гуманитарные науки о религии» (1970, в соавт.), «Человек и его религии» (1972). В 1973 г. он стал инициатором обновленного издания научного журнала «Архивы социальных наук о религиях» (до этого с 1956 г. выходил как «Архивы социологии религий»). Научную деятельность Д. сочетал с организаторской и преподавательской работой. Он участвовал в создании секции по вопросам религии в Исследовательском центре международного сотрудничества и развития при Высшей Практической школе в Париже, а также стал одним из учредителей Колледжа Сотрудничества, предназначенного для культурологического образования выходцев из стран «третьего мира».

Источник: Социология религии. Словарь.