ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ
англ. determinism, cultural; нем. Determinismus, kultureller. 1. Методологическая установка, отстаивающая принцип понимания явлений культуры на почве самой культуры (объяснение "культурного" "культурным"), не прибегая к объяснению их биол., геогр., псих, и т. п. факторами. 2. Объяснение человеческого поведения гл. обр. факторами культуры.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ
подход, присущий ряду социологических и социально-философских моделей общества, согласно которому культура выступает решающим фактором социального развития, а также является относительно самодостаточным элементом в иерархии сфер общественной жизни.
Д.К. приобрел легитимность в рамках социологических исследований после выхода работ М. Вебера по социологии религии .
В социологиях посткоммунистических стран Д.К. постепенно замещает детерминизм экономический.
A. Wozniak

Источник: Социология: энциклопедия

Культурный детерминизм
(от лат. de-termino – ограничивать, определять). Культурний детермінізм. Cultural determinism. 1. Методологический принцип в социологии и, в частности, социологии культуры, в основе которого лежит требование объяснения процессов, фактов и явлений культуры на основе анализа причинноследственных связей между культурой и обществом, а также в самой культуре, отрицая биологические, психические и др. аналогии (т. е. отрицая принцип установления прямых аналогий со свойственным ему редукционизмом, широко применяемым в социологии как прежде, так и в настоящее время). 2. Объяснение человеческого поведения как определяемого преимущественно культурными факторами на основе философского понимания социальной (а значит и культурной) сущности человека, не сводимой к биологической или психической его организации, географическим или иным условиям жизни.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

культурный детерминизм
cultural determinism лат. determinare ‘ограничивать, определять’. - В теории американского антрополога и лингвиста Ф. Боаса (Frantz Boas, 1911, 1974) рассмотрение культуры как интегрированного целого, являющегося результатом конкретных исторических процессов, а не отражением универсальных эволюционных ступеней, как это считалось ранее (эволюция примитивных сообществ). Основной постулат сформулирован на исследовании материала языков американских индейцев и сводится к следующему: культуру можно понять через исследование конкретных (specific) культур, изучение конкретных культурных моделей для объяснения и понимания той или иной культуры; язык сформирован под воздействием культуры, а не наоборот. Примат культуры над языком он объяснял тем, что отсутствие абстрактных понятий в этих языках является не следствием каких-то ограничений, накладываемых языком, а следствием отсутствия необходимости обсуждать эти проблемы, поскольку члены таких сообществ скорее будут обсуждать проблемы повседневной жизни, чем философские. Поведение всех людей, независимо от расы или культурных ступеней, определяется традиционным набором моделей поведения, следовательно, культура объясняет культуру, и культура определяет язык.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ
концепция, согласно к-рой (1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии об-ва; (2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от др. сфер обществ. жизни. Д.к. характеризуется, как правило, чрезмерно широким толкованием понятия культуры, под к-рой обычно понимается "совокупность общеразделяемых символов и значений", включающая в свое содержание фундаментальные обществ. идеи и ценности, обычаи и традиции и т.п. В версиях Д.к. (напр., в структурном фуи лизме Т. Парсонса, социологии религии Р. Беллы и др.) общеразделяемые символы и ценност рассматриваются как "культурный код", аналгь гичный генетич. коду, предопределяющему программу поведения организма. Д.к. ведет свое начало от работ М. Вебепа по социологии религии, в к-рых он рассматривал развитие об-ва в зависимости от господствующих в нем религиозных ценностей. На фор! мирование современного Д.к. оказала влияние также школа культурной антропологии (Л. Уайт А. Кардинер, М. Мид и др.). Ее представители изучали примитивные об-ва как культурные системы, жизнедеятельность к-рых целиком регулируется обычаями и традициями. Лит.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983; Bellah R. Beyond beliefs. N.Y., 1971 Parsons T. Action theory and the human condition. NY 1978; Robertson R. Meaning and change. N.Y., 1978. M.C. Комаров.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ
распространенная в зап. социологии концепция, согласно к-рой культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от др. сфер обществ, жизни и играющее решающую роль в обществ, развитии. Д. к. характеризуется, как правило, чрезмерно широким толкованием понятия культуры, под к-рой обычно понимается совокупность разделяемых большинством членов об-ва ценностей и значений, включающих в свое содержание фундаментальные обществ, идеи и принципы, верования, обычаи, традиции и т. п. В зап. социологии Д. к. ведет свое начало от работ М. Вебера по социологии религии, в к-рых он анализировал развитие об-ва в зависимости от господствующих в нем религ. ценностей. На формирование совр. Д. к. также оказала влияние школа культурной антропологии, представители к-рой (Л. Уайт, А. Кардинер, М. Mud) изучали примитивные об-ва как культурные системы, регулируемые обычаями и традициями.
В новейших версиях Д. к. определяющее влияние культуры на жизнедеятельность об-ва истолковывается по аналогии с биологической эволюцией: «культурный код» (символы и ценности) уподобляется генетическому коду. Считается, что, подобно последнему, он предопределяет программу поведения обществ, организации. Одной из наиболее разработанных в зап. культуры социологии явл. концепция Парсонса, базирующаяся на системном анализе обществ, явлений. Культура рассматривается как совокупность идей, значений и символов, занимающих высшее место в иерархии «кибернетического контроля» над поведением социальной системы и личности. Решающая роль культуры в организации обществ, жизни объясняется тем, что она содержит в себе «символические ресурсы общества», определяет границы нормативной системы (социальных ин-тов) и ее изменения, а через это и поведение индивидов, выполнение ими ролей, их структуру экспектаций.
В этой кибернетической иерархии контроля существует и обратная связь от индивида к культурной системе, поскольку предшествующие культуре уровни организации системы человеческого действия обеспечивают ее энергетическими ресурсами. Осн. компонентом культуры мн. зап. социологи считают религ. ценности, ибо они «соотносят человека с конечными условиями его существования» [3]. С позиций Д. к. развитие об-ва представляется как последовательная реализация первоначально заложенных в культурной матрице идей и ценностей. Так, согласно Парсонсу, социально-экономическое и духовное развитие Европы может быть представлено в виде процесса последовательной реализации (через различ. этапы структурной дифференциации различных подсистем) фундаментальных христианских ценностей, т. е. в виде процесса их институционализации в культуре, политике, экономике и др. Критики Д. к. отмечают, что его осн. недостаток заключается в том, что он абсолютизирует роль отдельных элементов обществ, сознания в истории.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.