дети из многодетных семей; дети несовершеннолетних родителей; дети, у которых один или оба родителя являются нетрудоспособными, инвалидами или гражданами пожилого возраста; дети из студенческих семей, молодых семей; дети из малоимущих семей; дети из неполных семей (с одним родителем) и др., за исключением малоимущих.
Государственная поддержка детей и семей с детьми учреждениями социального обслуживания в настоящее время осуществляется в двух формах:
— предоставление социальных услуг (регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”);
— предоставление государственных услуг (регулируется иными федеральными законами).
Процесс получения социальной услуги включает три этапа: 1) обращение в организацию, предоставляющую социальные услуги; 2) принятие решения о нуждаемости в социальном обслуживании; 3) оказание социальной услуги.
На первом этапе родитель или иной законный представитель ребенка обращается в одну из следующих организаций: территориальный центр социального обслуживания населения, центр социальной помощи семье и детям, центр поддержки семьи и детства, социально-реабилитационный центр, учреждения городского подчинения, а также иные организации, одной из уставных целей деятельности которых является социальное обслуживание. При обращении родитель предоставляет документ, удостоверяющий личность, а также свидетельство о рождении ребенка, а законный представитель ребенка — документ, подтверждающий его право представлять законные интересы ребенка.
После получения заявления учреждение социального обслуживания семей с детьми и обратившийся в него родитель либо иной законный представитель ребенка формируют пакет документов, подтверждающих нуждаемость в социальном обслуживании, который прилагается к заявлению. Для рассмотрения заявления о предоставлении ребенку социальных услуг достаточно обращения одного из родителей.
Организация, в которую обратился родитель или иной законный представитель, проводит обследование материально-бытовых и социальных условий проживания ребенка, о чем составляется акт.
Члены комиссии делают вывод о нуждаемости ребенка в получении социальных услуг и указывают его в акте. Родитель или иной законный представитель ребенка знакомится с актом, своей подписью подтверждает достоверность предоставленных им сведений и согласие на обработку своих персональных данных и персональных данных ребенка (детей).
На втором этапе все собранные документы направляются в управление социальной защиты населения, которое принимает решение о признании ребенка нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании.
Решение о признании ребенка (детей) нуждающимся в социальном обслуживании является основанием для разработки индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ) и последующего заключения договора между поставщиком социальных услуг и родителем (иным законным представителем ребенка). В решении указывается организация, которая должна разработать ИППСУ.
Основаниями для признания ребенка нуждающимся в социальном обслуживании являются:
— наличие у ребенка инвалидности, вследствие чего он нуждается в постоянном постороннем уходе;
— наличие у ребенка трудностей в социальной адаптации;
— отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за ребенком;
— наличие в семье ребенка конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье.
На третьем этапе поставщик социальных услуг, получив ИППСУ, в течение суток заключает с родителем или иным законным представителем ребенка договор о предоставлении социальных услуг.
ИППСУ для родителей или иных законных представителей ребенка имеет рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг — обязательный характер. Однако необходимо учитывать, что Конституция РФ, Семейный кодекс РФ возлагают на родителей или иных законных представителей обязанность воспитывать ребенка, заботиться о нем, защищать его права и интересы, в частности реализовывать ИППСУ.
При наличии в семье нескольких детей заключается один договор, в котором указываются все дети, но ИППСУ разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.
Ю.А. Акимова
Лит.: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”; Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”; Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”.