(далее — дети с ОВЗ) — дети, имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии; дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и детей, не признанных в установленном порядке инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ подразделяются на следующие категории: с нарушением слуха; с нарушением речи; с нарушением зрения; с патологией опорно-двигательного аппарата; с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития; с поведенческими расстройствами и нарушением общения; с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Социокультурный статус ребенка с ОВЗ во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой проживания. В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности к определенному нарушению. Например, у детей с нарушениями зрения остро развивается чувство расстояния, дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д., у детей с нарушением слуха (глухих) — мимическое жестовое общение. Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития — необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей.
Источником приспособления детей с ОВЗ к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Для детей с нарушением слуха ведущими анализаторами становятся зрительный и двигательный, с нарушениями зрения — слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.
На развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора:
1. Вид (тип) нарушения.
2. Степень и качество первичного дефекта (нарушения). Вторичные отклонения (нарушения) в зависимости от степени нарушения могут быть ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и, как следствие, повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем более выраженными будут отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире у него будут накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека.
4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития ребенка с ОВЗ во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним.
С.Ю. Танцюра
Лит.: Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст (Советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми проблемами в развитии). М.: Владос, 1997; Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. 3-е изд. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.