Детский церебральный паралич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Детский церебральный паралич
(ДЦП) – группа полиэтиологических симптомокомплексов, которые возникают в результате недоразвития или повреждения головного мозга в пренатальном, интранатальном и раннем постнатальном периоде, при которых вследствие поражения двигательных систем мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения, вызванные нарушениями контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. Недоразвитие или повреждение мозга (как правило внутриутробное) может быть следствием хронических заболеваний будущей матери, перенесенных ею инфекционных заболеваний, интоксикаций, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности и др. Иногда возникает в результате родовой травмы или асфиксии новорожденных, реже – как следствие энцефалита. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием. ДЦП относится к непрогрессирующим резидуальным состояниям, однако инфекционные заболевания, интоксикации, повторные травмы могут сопровождаться ухудшением состояния, что создает впечатление текущего патологического процесса
(псевдопрогредиентности).
С учетом особенности двигательных дисфункций разработан ряд классификаций ДЦП. Наиболее распространена классификация К. А. Семеновой (1979), согласно которой выделяют пять форм заболевания: гемипаретическая, спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая и атонически-астатическая.
В классификации Л. О. Бадаляна и соавт. (1988) отражена возрастная динамика и стадии развития различных форм ДЦП. В раннем возрасте выделяют спастические формы: гемиплегия, диплегия, двусторонняя гемиплегия, а также дистоническую и гипотоническую формы. В старшем возрасте спастические формы сохраняются, а дистоническая трансформируется в одну из спастических, либо в гиперкинетическую и смешанную формы. Из гипотонической в дальнейшем формируется атактическая или атонически-астатическая формы. В смешанных выделяют спастикоатактическую, спастико-гиперкинетическую, атактикогиперкинетическую.
Согласно международной классификации МКБ-10 выделяют: G 80 Детский церебральный паралич
- G 80.0 Спастический церебральный паралич
- G 80.1 Спастическая диплегия
- G 80.2 Детская гемиплегия
- G 80.3 Гиперкинетический церебральный паралич
- G 80.4 Атаксический церебральный паралич
- G 80.8 Другой вид детского церебрального паралича
- G 80.9 Детский церебральный паралич неуточненный
Кроме того, ДЦП классифицируют по течению заболевания: ранняя стадия (до 4 мес.); начальная хронически-резидуальная стадия
(с 5-6 мес. до 3-4 лет); поздняя (конечная) резидуальная стадия (после 3 лет).

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
(слово “церебральный” (от лат. cerebrum — мозг) означает “мозговой”; слово “паралич” (от греч. paralysis — расслабление) определяет недостаточную (низкую) физическую активность) — болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, во время родов или на первом году жизни ребенка, проявляющаяся двигательными расстройствами по типу параличей и парезов, реже гиперкинезов и атаксии, а также нарушением речи и психики.
Двигательные расстройства (параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками, расстройствами чувствительности. ДЦП представляет собой резидуальные (остаточные) состояния с не прогрессирующим течением. С возрастом неврологическая симптоматика может сглаживаться в связи с изменением взаимоотношений между различными структурами нервной системы.
У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. Разнообразие двигательных нарушений у детей с ДЦП обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. Важнейшими из них являются следующие:
1. Нарушения мышечного тонуса.
 При ДЦП отмечаются различные нарушения мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии). Спастичность — повышение мышечного тонуса. Мышцы в этом случае напряжены, что связано с поражением пирамидной системы.
Ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах). Ригидность — напряжение тонуса мышц, при котором нарушается плавность движений. Это происходит при тяжелом поражении экстрапирамидной (подкорковой) системы. Гипотония — низкий мышечный тонус; мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. Понижение мышечного тонуса связано с недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного аппарата. Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством. В покое мышцы расслаблены, при попытке к движению тонус резко нарастает.
2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).
В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей головного мозга называется центральным параличом, а ограничение объема движений — центральным парезом. При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения (например, изолированные движения пальцев).
3. Наличие насильственных движений.
Для многих форм ДЦП характерны насильственные движения, которые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора. Гиперкинезы — непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, во время выполнения. Тремор — дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка), он проявляется при целенаправленных движениях (например, при письме).
4. Нарушения равновесия и координации движений.
Несформированность реакций равновесия и координации — атаксия — проявляется как в статике, так и в локомоции (неустойчивость при сидении, стоянии и ходьбе; неустойчивая походка: дети ходят пошатываясь; нарушена координация тонких дифференцированных движений пальцев).
5. Нарушение ощущений движений — искаженное восприятие направлений движений, ослабленное чувство позы.
6. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных (статокинетических) рефлексов, обеспечивающих формирование вертикального положения тела и произвольной моторики (ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище, отсюда — трудности овладения навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями).
7. Синкинезии — непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений (например, непроизвольное открытие рта при попытках к активным движениям).
8. Наличие патологических тонических рефлексов. При ДЦП отмечается запаздывание в угасании врожденных двигательных автоматизмов (например, в положении на животе у ребенка преобладает поза сгибания: согнуты голова и спина, кисти сжаты в кулак, ребенок не может поднять голову, не может выпрямить ноги, принять вертикальную позу).
В настоящее время принята классификация ДЦП К.А. Семеновой, которая удобна в практической работе врачей, педагоговдефектологов, психологов. В соответствии с современными представлениями о патогенезе заболевания эта классификация учитывает все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания — двигательные, речевые и психические нарушения.
Спастическая диплегия. Наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. При спастической форме поражены руки и ноги, ноги затронуты в большей степени. Тяжесть речевых, психических, двигательных расстройств варьирует в широких пределах.
Двойная гемиплегия. Это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Произвольная моторика резко ограничена, функция рук практически не развивается. У детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии.
Гемипаретическая форма. Она характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Из-за трофических расстройств наблюдается замедление роста костей, а отсюда — укорочение пораженных конечностей.
Гиперкинетическая форма. Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов. Произвольная моторика рук развивается с большим трудом. Речевые нарушения наблюдаются у всех.
Атонически-астатическая форма. При данной форме ДЦП имеет место поражение мозжечка. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия и координации движений, тремор. Задержка темпов психомоторного развития. Трудности овладения навыками самообслуживания и навыками рисования и письма.
С.Ю. Танцюра
Лит.: Гуровец Г.В. Детская невропатология. М.: Владос, 2010; Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: ИЦ “Академия”, 2001.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
27.04 мб

Детский церебральнй паралич у взрослых

Антипенко Елена Альбертовна, Шулындин Алексей Вадимович, Густов Александр Васильевич
Детский церебральный паралич (ДЦП) является актуальной проблемой не только детской, но и взрослой неврологии. Проведено обследование 42 пациентов в возрасте от 14 до 34 лет с подтвержденным диагнозом ДЦП.
Читать PDF
624.46 кб

Ботокс ® в лечении детского церебрального паралича

Лобов М. А., Белоусова Е. Д., Шаховская Н. И., Малиновская О. Н.
Читать PDF
915.40 кб

Реабилитация детей с детским церебральным параличом

Кожанова Д.К.
В настоящей статье рассмотрены вопросы реабилитации детей имеющих детский церебральный паралич.
Читать PDF
390.43 кб

Самооценка учащихся с детским церебральным параличом

Вагина М. В.
В статье представлен обзор литературы по вопросам изучения самооценки у здоровых детей и детей с ДЦП. Описывается и анализируется исследование самооценки у детей с ДЦП.
Читать PDF
20.79 мб

Социальная адаптация при детском церебральном параличе

Асланова Сабина Рамиз Кызы
В современном обществе ведется активная работа по облегчению социализации детей с различными отклонениями. Социальная адаптация детей с детским церебральным параличом остается одной из наиболее актуальных проблем.
Читать PDF
129.07 кб

О применении Диспорта при детском церебральном параличе

Петрова Софья Александровна, Куренков А. Л., Кузенкова Л. М., Бурсагова Б. И., Маслова О. И.
Читать PDF
4.83 мб

Аутоиммунные механизмы при детском церебральном параличе

Девялтовская М. Г.
Исследованы уровни антител к нейроспецифическим белкам у 56 детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и высоким риском формирования ДЦП (основная группа) и 55 детей с отсутствием ожидаемого нормального физиологического развития
Читать PDF
969.74 кб

Эпилептические синдромы при детском церебральном параличе

Батышева Т. Т., Платонова А. Н., Быкова О. В.
В статье представлены современные данные о частоте и структуре эпилепсии при детском церебральном параличе (ДЦП). Сформулированы основные прогностически неблагоприятные факторы риска развития эпилепсии.
Читать PDF
295.68 кб

Медико-социальные аспекты детского церебрального паралича

Ткаченко Екатерина Сергеевна, Голева Ольга Петровна, Щербаков Денис Викторович, Коржов Иван Сергеевич
Одним из наиболее тяжелых последствий поражения нервной системы в перинатальном периоде является детский церебральный паралич.
Читать PDF
139.93 кб

Специфика адаптации детей с детским церебральным параличом

Тимофеева Ирина Владимировна
Представлен теоретико-аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований по проблеме здоровья и особенностей адаптации лиц с детским церебральным параличом.
Читать PDF
9.34 мб

Новое в изучении патогенеза детского церебрального паралича

Левченкова В. Д., Семенова К. А., Семенов А. С., Шейнкман О. Г.
Читать PDF
582.97 кб

Особенности анамнеза детей с детским церебральным параличом

Дочкина Елена Семеновна, Устинова Алена Васильевна, Таранушенко Татьяна Евгеньевна
Цель исследования. Проанализировать особенности анамнеза детей с детским церебральным параличом, сформировавшимся на фоне перинатального гипоксического и гипоксически-геморрагического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Читать PDF
245.31 кб

САНАЦИЯ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧЕМ

О. В. Деньга, О. П. Сергиенко, И. С. Сальман, В. В. Лепский, Г. В. Гладкий, И. В. Ходорчук
Показано, что терапевтическую санацию детей с ДЦП с активным течением кариеса и множественными поражениями зубов необходимо проводить под общим обезболиванием.
Читать PDF
1.41 мб

Зрительные нарушения у детей с детским церебральным параличом

Ё.Н. Маджидова, И.К. Абдукадырова
Целью работы являлось изучение клинико-неврологических и клинико-офтальмологических особенностей зрительных расстройств у больных с детским церебральным параличом.
Читать PDF
182.31 кб

Нестабильность генома у больных детским церебральным параличом

Гайнетдинова Д. Д., Семенов В. В., Исмагилов М. Ф., Пахалина И. А., Колочкова Е. В.
State of the genetic apparatus in patients with infantile cerebral palsy is studied. The high level of chromosomal aberrations and micronuclei is found in peripheric blood cells.