социальное явление, представляющее собой совместные действия детей, объединяющихся с целью достижения своих прав и удовлетворения интересов, саморазвития, активного участия, наряду с другими членами общества, в жизни общества. Д.д. – совокупность деятельности различных детских формирований: объединений, организаций, ассоциаций, клубов. Д.д. носят различный социальный характер: военно-патриотические, скаутские, пионерские, тимуровские, коммунарские, экологические и иные формы институциональной организованности детей. Как правило, такие объединения имеют общие целевые установки. Д.д. строится на основе демократии и по своему смыслу является частью гражданского общества.
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений; одна из форм социально значимой деятельности детей и молодежи. Употребляется также термин “детское и юношеское движение”.
В отечественной педагогической литературе представлены различные подходы к дефиниции “Д.д.”. Например, только в словаре “Детское движение” (М.; Минск, 1998) представлено свыше 10 определений Д.д. В широком смысле Д.д. — социальное явление, охватывающее большую группу детей и подростков, стремящихся к объединению в рамках детских сообществ. Д.д. способствует самовыражению, самоопределению и социализации личности ребенка.
В Д.д. ребенок приобретает социальный опыт общения и деятельности. Особенностью Д.д. является участие взрослых, которые в процессе воспитательного взаимодействия помогают детям организовать их деятельность. Однако активное вмешательство взрослых в жизнь детских сообществ с позиций авторитарного воспитания может привнести в Д.д. элементы формализма, потерю самостоятельности и снижение его привлекательности для детей и подростков. В то же время без внимания со стороны взрослых существует опасность превращения Д.д. в стихийное асоциальное и даже антисоциальное движение.
По масштабу деятельности Д.д. может носить массовый международный характер (пионерское движение, скаутизм и др.), может быть распространено в одной или нескольких странах (тимуровское движение).
Отечественное детское и юношеское движение до начала 90-х гг. XX в. было представлено Всесоюзной пионерской организацией им. В.И. Ленина и Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодежи (ВЛКСМ), которые носили массовый идеологизированный характер и практически работали под руководством образовательных и партийных организаций. В начале 90-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в середине 90-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на Д.д. и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций.
В Российской Федерации современное Д.д. представлено многочисленными детскими и юношескими организациями, объединениями в сфере досуга, здорового образа жизни, благотворительности, патриотического воспитания и др. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 общественных формирований и более, однако вовлеченность детей и молодежи в общественное движение составляет лишь 2–3%. Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодежной среде с отсутствием нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, неспособностью противостоять серьезным асоциальным явлениям. Большинство детских и юношеских объединений решают свои специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Участники детского и молодежного движения реализуют свой творческий и лидерский потенциал исходя из своих интересов и потребностей, которые часто отличаются от интересов взрослых, заботящихся о будущем подрастающего поколения.
Одна из основных задач Д.д. — гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности, конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Расширение совместной деятельности с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам обучения, воспитания детей и учащейся молодежи — одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений с учетом специфических особенностей национальной, культурно-этнографической, социальной среды.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение: нач. XX в. — 90-е гг.: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1997; Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетерский; Под ред. Л.Е. Никитиной. М.: Academia, 2000; Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности как средство социализации студенческой молодежи: Дис. … д-ра пед. наук. Елец, 2011.
В отечественной педагогической литературе представлены различные подходы к дефиниции “Д.д.”. Например, только в словаре “Детское движение” (М.; Минск, 1998) представлено свыше 10 определений Д.д. В широком смысле Д.д. — социальное явление, охватывающее большую группу детей и подростков, стремящихся к объединению в рамках детских сообществ. Д.д. способствует самовыражению, самоопределению и социализации личности ребенка.
В Д.д. ребенок приобретает социальный опыт общения и деятельности. Особенностью Д.д. является участие взрослых, которые в процессе воспитательного взаимодействия помогают детям организовать их деятельность. Однако активное вмешательство взрослых в жизнь детских сообществ с позиций авторитарного воспитания может привнести в Д.д. элементы формализма, потерю самостоятельности и снижение его привлекательности для детей и подростков. В то же время без внимания со стороны взрослых существует опасность превращения Д.д. в стихийное асоциальное и даже антисоциальное движение.
По масштабу деятельности Д.д. может носить массовый международный характер (пионерское движение, скаутизм и др.), может быть распространено в одной или нескольких странах (тимуровское движение).
Отечественное детское и юношеское движение до начала 90-х гг. XX в. было представлено Всесоюзной пионерской организацией им. В.И. Ленина и Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодежи (ВЛКСМ), которые носили массовый идеологизированный характер и практически работали под руководством образовательных и партийных организаций. В начале 90-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в середине 90-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на Д.д. и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций.
В Российской Федерации современное Д.д. представлено многочисленными детскими и юношескими организациями, объединениями в сфере досуга, здорового образа жизни, благотворительности, патриотического воспитания и др. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 общественных формирований и более, однако вовлеченность детей и молодежи в общественное движение составляет лишь 2–3%. Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодежной среде с отсутствием нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, неспособностью противостоять серьезным асоциальным явлениям. Большинство детских и юношеских объединений решают свои специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Участники детского и молодежного движения реализуют свой творческий и лидерский потенциал исходя из своих интересов и потребностей, которые часто отличаются от интересов взрослых, заботящихся о будущем подрастающего поколения.
Одна из основных задач Д.д. — гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности, конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Расширение совместной деятельности с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам обучения, воспитания детей и учащейся молодежи — одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений с учетом специфических особенностей национальной, культурно-этнографической, социальной среды.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение: нач. XX в. — 90-е гг.: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1997; Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетерский; Под ред. Л.Е. Никитиной. М.: Academia, 2000; Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности как средство социализации студенческой молодежи: Дис. … д-ра пед. наук. Елец, 2011.