ДЕВИАЦИОННОЕ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

Найдено 1 определение
Девиационное преувеличение
Процесс, в котором масштабы и серьезность девиации искажаются и преувеличиваются для того, чтобы агенты социального контроля проявили больший интерес к якобы существующему явлению. Тем самым «строится» большое количество примеров девиации, создающих впечатление, будто изначальное искажение было истинным. Типичный образец «спирали преувеличения» состоит в следующем. По какой-либо причине проблема «раскручивается» средствами массовой коммуникации. Это может быть футбольное хулиганство, действия «слегка придурковатых», злоупотребления в отношении несовершеннолетних или что-нибудь еще, входящее в «новости». Рассчитанное на сенсацию представление события создает впечатление, что появилась новая и опасная проблема, которую следует воспринимать всерьез. Практически эта проблема, несмотря на опасность или социальную угрозу, не нова, но какой-нибудь драматический пример захватит всеобщее внимание. Искаженное и рассчитанное на сенсацию освещение создает моральную панику, ведущую к увеличению полицейских акций и аресту преступников. Последний показатель рассматривается как подтверждение роста проблемы. Судьи и чиновники выносят показательные приговоры, дабы продемонстрировать неодобрение обществом данной проблемы. Приговоры сами по себе становятся новостями и служат сохранению важности проблемы. Полиция отвечает на интерес общественности еще большей активностью и т.д. В данном процессе появляется следующая степень: люди, которым только что навешены ярлыки девиантных, начинают осознавать свое вновь испеченное «отличие», становятся частью новых девиантных сетей и могут быть спровоцированы на защитное действие, влекущее за собой дальнейшее преувеличение. Уилкинс (1965) сделал важное замечание о том, что объектами такого искажения были меньшинства. Другие крупные британские исследователи анализировали модистов и рокеров (Коэн, 1971, 1973), грабителей (Холл и др., 1978), наркоманов (Дж. Янг, 1971) и им подобные группы. Понятие использовалось также в дискуссиях по поводу криминализации черных общин, проявлений гомосексуализма, паники из-за СПИДа. Чаще всего это поднимает проблему манипулирования общественным восприятием меньшинств и бессилия групп меньшинства в деле определения их собственных образов или управления социальными реакциями на них. Социологию массовой коммуникации интересуют заказчики девиантного преувеличения, способы «раскрутки» процесса и отношение публики к нему, а также роль коммуникационных каналов в динамике процесса этого преувеличения. [8].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.