ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
англ. materialism, dialectic; нем. Materialismus, dialektischer. Учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Диалектический материализм
dialectical materialism), философия марксизма, разработанная последователями Маркса, преимущ. в Германии и быв. Советском Союзе. Д.м. составляет органич. единство материализма и диалектики, исходит из того, что материя — единств, основа мира, сознание — св-во материи, признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие мира как рез-т его внутр. противоречий. Центр, категория Д.м. — материя, способ ее существования — движение, осн. формы существования — пространство и время. Сущность диалектического понимания движения и развития объективного мира и познания выражают осн. законы Д.м.: единство и борьба противоположностей, переход количеств, изменений в качеств., закон отрицания отрицания.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
dialectic materialism) -обобщение главных идей Маркса и Энгельса в "научную философию". Это научное течение марксизма объединило акцент Гегеля на материализме в утверждении диалектики (противоречие и разрешение) в качестве основного "всеобщего закона, лежащего в основе всех форм развития: природы, общества и мышления. Хотя Маркс использовал диалектический метод как базу исторического материализма, концентрируясь исключительно на социально-экономическом изменении, Энгельса (например, в "Диалектике природы") можно считать родоначальником в формулировании диалектического материализма, хотя сам он никогда не применял данный термин. Именно преемники Маркса и Энгельса, включая Плеханова (1856—1918) и Ленина, развили диалектический материализм, ставший "официальной" версией марксистской доктрины при Сталине и основным источником догматизма, а также экономического детерминизма, весьма характерного для марксизма в тот период.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
DIALECTICAL MATERIALISM) Материализм отвергает идеалистические объяснения социальных и других феноменов и утверждает, что все феномены материальны. Понятие же «диалектический» выражает тот взгляд, согласно которому развитие связано со столкновением противоречий и появлением в результате этого столкновения нового синтеза более высокого порядка. Диалектический процесс предполагает три момента: тезис, антитезис и синтез. К. Маркс использовал эту идею в целях объяснения социальных и исторических событий, а Энгельс расширил сферу диалектического анализа настолько, что превратил диалектический материализм в общий закон развития и применял его в равной степени к социальной, природной и интеллектуальной сферам. Он полагал, что реальный мир, будь то общество или природа, развивается в соответствии с диалектической последовательностью противоречия и синтеза, и что диалектическая логика является средством постижения этого развития. См. также: Исторический материализм. Лит.: Kolakowski (1978a)

Источник: Социологический словарь

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
самообозначение диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Ф. Энгельсом ("Анти-Дюринг") и И. Сталиным ("О диалектическом и историческом материализме"). Д.М. являл собой официальную советскую философию в 1930-1980-х.
Квинтэссенцией Д.М. правомерно считать следующие интеллектуальные допущения и гипотезы: 1) Придание перманентным изменениям в обществе и природе статуса атрибутивных для реальности как таковой (трактовка движения как атрибута материи и понимание его как "изменения вообще"); "вечных" истин, как и абсолютных ценностей, согласно Д.М., не существует: моральные нормы, содержание любых понятий исторически изменчивы. 2) Природной реальности имманентно присущ внутренний механизм, потенциально содержащий как перспективу эволюции неорганического мира до состояния мира разумных людей, так и интенцию его последующей трансформации в коммунистическое общество, формирование которого означает завершение этапа "предистории" людей. 3) Суть изменений в обществе и природе может быть описана с помощью умопостигаемых абстрактных законов диалектики - закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания. Исторические изменения универсума на разных этапах существования последнего не тождественны сами себе и могут менять собственную направленность и реальный смысл в предельно широком диапазоне (отрицание в состоянии и призвано отрицать самое себя). Таким образом, как любые идеи, так и всякие принципы исторически обусловлены и релятивны. При этом Д.М. задавал в качестве одного из идеалов научности систем мироописания требования целостности и умопостигаемости элементов исторических изменений в обществе (оставив при этом не проработанным вопрос о приложимости диалектической схемы к органической и неорганической природе - схема Энгельса "росток отрицает зерно, а зерно отрицает росток и т.д." явно выглядела иллюстративно).
Традиционная аргументация самого Энгельса в защиту адекватности Д.М. как подлинной модели организации мира сводилась к тому, что диалектика "ежедневно" подтверждается "тысячами примеров", понятных и близких даже ребенку, "в растительном мире, и в животном, в геологии, математике, истории, философии, несмотря на борьбу и сопротивление все... обязано подчиниться этим законам... диалектика есть не что иное, как наука об общих законах движения и развития природы, общества и мышления". (Полемика по этому кругу проблем не утихала и в конце 20 в., хотя осуществлялась она на предельном удалении от стержневых вопросов современного философствования.) Отсутствие очевидной сопряженности диалектической версии философии природы Энгельса, инициированной парадигмами позитивизма и эволюционизма, с марксовым мировоззрением (в облике экономической интерпретации исторического процесса и критики буржуазного общества в русле теории классовой борьбы) неизбежно породило значительную совокупность дискуссий философского и логического плана по проблеме поиска концептуального единства энгельсовского метафизического материализма и марксовой философии капитализма. В. Ленин посвятил целую книгу "Материализм и эмпириокритицизм" доказательству того тезиса, что недостаточная приверженность принципам диалектико-материалистической философии необходимо результируется в соглашательстве и утере веры в перспективы революционного общественного переустройства. В результате в рамках ортодоксально-официальной традиции философии коммунистического мира положение о естественной сопряженности и взаимозависимости подлинного революционизма и диалектико-материалистического философского мировоззрения приобрело статус некоего символа веры, принимаемого в качестве такового без содержательных экспликаций.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
221.68 кб

Гераклит и диалектический материализм

Кессиди Феохарий Харлампиевич
Читать PDF
354.59 кб

К вопросу обоснования регулятивно-диалектического материализма

Чумаков Валерий Александрович
Показано, что существование и саморазвитие материи происходит в результате причинно-следственных взаимодействий, а также регулятивного механизма управления.
Читать PDF
637.15 кб

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАРЛА МАРКСА И ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Муравьёв Андрей Николаевич, Осипов Игорь Дмитриевич
Основным тезисом первой части статьи является утверждение, что индивидуальное духовное развитие Маркса привело его через ряд этапов к диалектическому материализму, который он сам, как и Энгельс, философией не считал.
Читать PDF
63.39 кб

Правомерны ли абстрагирование от истории и «Оцифровка» диалектического материализма

Бряник Надежда Васильевна
В статье приводятся контраргументы в адрес идей проф. В.О. Лобовикова, касающиеся природы диалектического материализма («диамата») и перспектив его формализации и «оцифровки».
Читать PDF
276.91 кб

Диалектический материализм: его место в истории философской мысли и современное значение

Семенов Юрий Иванович
Читать PDF
308.77 кб

Диалектический материализм и истинная эмансипация в моральной философии Олега Дробницкого

Курхинен Павел
Представлены основные моменты философии Олега Дробницкого, в том числе каким образом философию диалектического материализма можно дополнить кантианскими воззрениями, если возможно.
Читать PDF
80.08 кб

Критический анализ статьи В. О. Лобовикова «Диалектический материализм “в цифровом формате”»

Похлебаев Сергей Михайлович
В работе представлен критический анализ статьи «Диалектический материализм “в цифровом формате”», опубликованной доктором философских наук, профессором В.О. Лобовиковым (Лобовиков В.О.
Читать PDF
179.85 кб

О диалектическом значении категории небытия в системе категорий диалектического материализма

Свергузов А.Т.
Анализируется проблема небытия в рамках диалектического материализма, в котором категории небытия и ничто считались ненаучными, бессмысленными.
Читать PDF
207.32 кб

К вопросу о значении категории небытия в развитии системы категорий диалектического материализма

Свергузов А. Т.
Анализируется проблема небытия в рамках диалектического материализма, в котором категории небытия и ничто считались ненаучными, т.е. бессмысленными.
Читать PDF
264.69 кб

Ниши свободы: использование сократического метода в преподавании диалектического материализма в сове

Назарова Оксана Александровна
На примере научно-преподавательской деятельности профессора Томского государственного университета Альберта Книгина обсуждается тема возможности свободного философствования в Советском Союзе.
Читать PDF
498.94 кб

Диалектический и исторический материализм как формальная аксиология дионисийского типа (алгебра форм

Лобовиков В.О.
Читать PDF
103.79 кб

Диалектический материализм в «Цифровом формате» (дискретная математическая модель логически непротив

Лобовиков Владимир Олегович
Исследуется дискретная математическая модель диалектического материализма как формально-аксиологической системы ценностных функций от конечного числа ценностных переменных.
Читать PDF
138.28 кб

О «Жизни» и «Смерти» идей (размышления по поводу статьи В. О. Лобовикова «Диалектический материализм

Борисов Сергей Валентинович
Статья представляет собой дискуссию по поводу самой возможности представления диалектического материализма в «цифровом формате» (в системе логических уравнений).