ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
англ. materialism, dialectic; нем. Materialismus, dialektischer. Учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Диалектический материализм
dialectical materialism), философия марксизма, разработанная последователями Маркса, преимущ. в Германии и быв. Советском Союзе. Д.м. составляет органич. единство материализма и диалектики, исходит из того, что материя — единств, основа мира, сознание — св-во материи, признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие мира как рез-т его внутр. противоречий. Центр, категория Д.м. — материя, способ ее существования — движение, осн. формы существования — пространство и время. Сущность диалектического понимания движения и развития объективного мира и познания выражают осн. законы Д.м.: единство и борьба противоположностей, переход количеств, изменений в качеств., закон отрицания отрицания.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
dialectic materialism) -обобщение главных идей Маркса и Энгельса в "научную философию". Это научное течение марксизма объединило акцент Гегеля на материализме в утверждении диалектики (противоречие и разрешение) в качестве основного "всеобщего закона, лежащего в основе всех форм развития: природы, общества и мышления. Хотя Маркс использовал диалектический метод как базу исторического материализма, концентрируясь исключительно на социально-экономическом изменении, Энгельса (например, в "Диалектике природы") можно считать родоначальником в формулировании диалектического материализма, хотя сам он никогда не применял данный термин. Именно преемники Маркса и Энгельса, включая Плеханова (1856—1918) и Ленина, развили диалектический материализм, ставший "официальной" версией марксистской доктрины при Сталине и основным источником догматизма, а также экономического детерминизма, весьма характерного для марксизма в тот период.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
DIALECTICAL MATERIALISM) Материализм отвергает идеалистические объяснения социальных и других феноменов и утверждает, что все феномены материальны. Понятие же «диалектический» выражает тот взгляд, согласно которому развитие связано со столкновением противоречий и появлением в результате этого столкновения нового синтеза более высокого порядка. Диалектический процесс предполагает три момента: тезис, антитезис и синтез. К. Маркс использовал эту идею в целях объяснения социальных и исторических событий, а Энгельс расширил сферу диалектического анализа настолько, что превратил диалектический материализм в общий закон развития и применял его в равной степени к социальной, природной и интеллектуальной сферам. Он полагал, что реальный мир, будь то общество или природа, развивается в соответствии с диалектической последовательностью противоречия и синтеза, и что диалектическая логика является средством постижения этого развития. См. также: Исторический материализм. Лит.: Kolakowski (1978a)

Источник: Социологический словарь

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
самообозначение диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Ф. Энгельсом ("Анти-Дюринг") и И. Сталиным ("О диалектическом и историческом материализме"). Д.М. являл собой официальную советскую философию в 1930-1980-х.
Квинтэссенцией Д.М. правомерно считать следующие интеллектуальные допущения и гипотезы: 1) Придание перманентным изменениям в обществе и природе статуса атрибутивных для реальности как таковой (трактовка движения как атрибута материи и понимание его как "изменения вообще"); "вечных" истин, как и абсолютных ценностей, согласно Д.М., не существует: моральные нормы, содержание любых понятий исторически изменчивы. 2) Природной реальности имманентно присущ внутренний механизм, потенциально содержащий как перспективу эволюции неорганического мира до состояния мира разумных людей, так и интенцию его последующей трансформации в коммунистическое общество, формирование которого означает завершение этапа "предистории" людей. 3) Суть изменений в обществе и природе может быть описана с помощью умопостигаемых абстрактных законов диалектики - закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания. Исторические изменения универсума на разных этапах существования последнего не тождественны сами себе и могут менять собственную направленность и реальный смысл в предельно широком диапазоне (отрицание в состоянии и призвано отрицать самое себя). Таким образом, как любые идеи, так и всякие принципы исторически обусловлены и релятивны. При этом Д.М. задавал в качестве одного из идеалов научности систем мироописания требования целостности и умопостигаемости элементов исторических изменений в обществе (оставив при этом не проработанным вопрос о приложимости диалектической схемы к органической и неорганической природе - схема Энгельса "росток отрицает зерно, а зерно отрицает росток и т.д." явно выглядела иллюстративно).
Традиционная аргументация самого Энгельса в защиту адекватности Д.М. как подлинной модели организации мира сводилась к тому, что диалектика "ежедневно" подтверждается "тысячами примеров", понятных и близких даже ребенку, "в растительном мире, и в животном, в геологии, математике, истории, философии, несмотря на борьбу и сопротивление все... обязано подчиниться этим законам... диалектика есть не что иное, как наука об общих законах движения и развития природы, общества и мышления". (Полемика по этому кругу проблем не утихала и в конце 20 в., хотя осуществлялась она на предельном удалении от стержневых вопросов современного философствования.) Отсутствие очевидной сопряженности диалектической версии философии природы Энгельса, инициированной парадигмами позитивизма и эволюционизма, с марксовым мировоззрением (в облике экономической интерпретации исторического процесса и критики буржуазного общества в русле теории классовой борьбы) неизбежно породило значительную совокупность дискуссий философского и логического плана по проблеме поиска концептуального единства энгельсовского метафизического материализма и марксовой философии капитализма. В. Ленин посвятил целую книгу "Материализм и эмпириокритицизм" доказательству того тезиса, что недостаточная приверженность принципам диалектико-материалистической философии необходимо результируется в соглашательстве и утере веры в перспективы революционного общественного переустройства. В результате в рамках ортодоксально-официальной традиции философии коммунистического мира положение о естественной сопряженности и взаимозависимости подлинного революционизма и диалектико-материалистического философского мировоззрения приобрело статус некоего символа веры, принимаемого в качестве такового без содержательных экспликаций.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия