ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Диалог культур
взаимодействие (взаимообмен) различных культур между собой, взаимосотворение культурного пространства.

Источник: Краткий словарь по социологии

ДИАЛОГ КУЛЬТУР
общение представителей различных культур, сопровождающееся взаимным изучением этих культур; одно из условий поликультурного образования

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

диалог культур
dialog(ue) of cultures. - По словам российского лингвиста С.Г. тер-Минасовой (2007), это современный политкоррект- ный вариант «конфликта культур». Равноправное взаимодействие и взаимопонимание представителей разных культур. Это «познание иной культуры через свою, а своей через другую путем культурной интерпретации и адаптации этих культур друг к другу в условиях смыслового несовпадения большей части обеих» (В.В. Миронов, 2005). Главным средством для диалога культур выступает язык.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР
совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными К., а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. Д.К. - одна из наиболее значимых для культурной динамики форм культурной коммуникации. В процессе Д.К. происходят изменения культурных паттернов - форм социальной организации и моделей социального действия, систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается принципиальное отличие Д.К. от простых форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон.
Можно выделить следующие уровни Д.К.: а) личностный, связанный с формированием или трансформацией человеческой личности под влиянием различных "внешних" по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций; б) этнический, характерный для отношений между различными локальными социальными общностями, нередко в рамках единого социума; в) межнациональный, связанный с разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований и их политических элит; г) цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества. Д.К. на этом уровне наиболее драматичен, поскольку способствует "размыванию" традиционных форм культурной идентичности и, в то же время, крайне продуктивен с точки зрения инновационной деятельности, создавая уникальное поле кросс-культурных экспериментов. Кроме того, Д.К. возможен и как взаимодействие актуального типа К. с собственной исторически сложившейся культурной традицией. Постсоветский путь Беларуси и России в сравнении с аналогичным развитием бывших социалистических государств (Польша,Чехословакия и пр.) - лучшее подтверждение значимости влияния на развитие общества, особенно на переломных этапах, культурной традиции (или культурной инерции). В повседневной практике Д.К., как правило, одновременно реализуется на всех названных уровнях. Следует также отметить, что реальный Д.К. предполагает участие не двух, а значительно большего числа участников. Это связано с принципиальной этнически-культурной неоднородностью любого современного социума, что неизбежно вовлекает в Д.К. как большие, так и малые нации, а также различные "осколки" иных этносов, образующие своеобразные "культурные резервации". Участники Д.К. изначально находятся в неравном положении, что обусловлено не только различием базисных ценностей, но и уровнем развития каждой К., а также степенью ее динамичности, демографическими и географическими факторами. Более многочисленное и активное культурное сообщество в процессе Д. будет гораздо влиятельнее малой этнической группы. В современной теории К. принято выделять в процессе Д.К.: К.-донора (которая больше отдает, чем получает) и К.-реципиента (которая выступает принимающей стороной). В течение исторически длительных периодов времени эти роли могут меняться в зависимости от темпов и тенденций развития каждого из участников Д.К. Различаются также формы и принципы взаимодействия К. - как мирные, добровольные способы взаимодействия (чаще всего предполагающие партнерское, взаимовыгодное сотрудничество), так и принудительные, колониально-военного типа (предполагающие реализацию собственных задач за счет противоположной стороны).
Одной из форм Д.К. служат международные отношения. Помимо различных международных организаций типа ООН или ЮНЕСКО, для межгосударственного культурного взаимодействия широко используется система социальных институтов и механизмов внутри самих К. В этих случаях заимствованные культурные образцы становятся мотивациями различных форм "местного" социального действия. К примеру, реальным выражением Д.К. могут стать политика модернизации или, напротив, реанимация авторитарных (традиционных) форм общественного устройства, смена курса в государственной национальной и культурной политике с использованием зарубежных "заготовок", тенденции развития структур местного самоуправления, рост или сокращение числа общественных (в том числе культурно-национальных) объединений и социальных инициатив. В каждом конкретном случае Д.К. присутствует несколько стадий или этапов. Исходным пунктом здесь принято считать стадию "культурного шока" или "нулевой" степени совместимости языков, поведенческих сценариев и традиций различных участников Д.К. Дальнейшее развитие Д.К. определяется специфическими особенностями каждого из типов К., их статусом в процессе конкретного межкультурного контакта ("агрессор" или "жертва", "победитель" или "побежденный", "традиционалист" или "новатор", "честный партнер" или "циничный прагматик"), степенью совместимости их базисных ценностей и актуальных интересов, способностью принимать во внимание интересы другой стороны. Исходя из перечисленного выше, Д.К. может проходить как в конструктивно-продуктивных, так и в конфликтных формах. В последнем случае культурный шок перерастает в культурный конфликт - критическую стадию противостояния мировоззренческих установок различных личностей, социальных групп, личности и группы, личности и общества, культурных меньшинств и общества в целом, различных социумов или их коалиций. В основе культурного конфликта - принципиальная несовместимость языков различных К. Совмещение несовместимого порождает "семантическое землетрясение", нарушающее не только ход межкультурной коммуникации, но и нормальное существование каждого из участников Д. Практические формы культурного конфликта могут иметь различный масштаб и характер: от частной ссоры до межгосударственного противостояния (ситуация "холодной войны") и коалиционных войн. Типичными примерами наиболее масштабных и жестоких культурных конфликтов являются религиозные и гражданские войны, революционные и национально-освободительные движения, геноцид и "культурные революции", насильственное обращение в "истинную" веру и истребление национальной интеллигенции, политическое преследование "инакомыслящих" и т.п. Культурные конфликты, как правило, отличаются особенной ожесточенностью и бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько физического уничтожения носителей чуждых ценностей. Людьми движет не здравый смысл, а глубинная психологическая зараженность конкретным типом культурного продукта, закрепленная на уровне дорациональной убежденности в собственной правоте. Наиболее реальный и эффективный способ выхода из культурного конфликта - не доводить дело до него. Предупреждение культурных конфликтов возможно лишь на основе воспитания недогматического сознания, для которого идея культурного полиморфизма (принципиальной многозначности пространства К. и принципиальной невозможности "единственно верного" культурного канона) будет естественной и очевидной. Путь к "культурному миру" - в отказе от монополии на истину и стремления насильно привести мир к консенсусу. Преодоление "эпохи культурных конфликтов" станет возможным в той мере, в какой социальное насилие во всех его проявлениях перестанет рассматриваться в качестве рычага истории.
М.Р. Жбанков

Источник: Социология: энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
239.73 кб

Диалог культур

Егле Людмила Юрьевна
Читать PDF
402.36 кб

Школа диалога культур

Ваулина Лидия Николаевна, Штрассер Герт
Читать PDF
180.88 кб

Диалог культур состоялся!

Фабричнова Наталья Ивановна
Читать PDF
175.03 кб

Диалог пограничных культур

Сокольских Н. Н.
Статья посвящена осмыслению проблемы диалога пограничных культур.
Читать PDF
359.47 кб

Диалог культур в образовании

Орлова Г. А., Филатова А. П.
Рассматривается практическое воплощение идеи диалога культур в образовании. Проведен анализ образовательных программ.
Читать PDF
2.16 мб

Центр народных культур «Диалог»

М. Ю. Буравцова
Читать PDF
233.71 кб

Диалог культур в глобальном мире

Вюст О. Я., Вега E. B.
Рассматривается проблема диалога культур в контексте социокультурного пространства «Запад Восток Россия», роль России в условиях межцивилизационного противостояния и противоборства.
Читать PDF
111.18 кб

Роль диалога в развитии культуры

Фетисова Т. А.
Читать PDF
165.02 кб

Педагогический диалог и культура

О. В. Бочкарёва
Читать PDF
451.27 кб

«Контактные зоны» диалога культур

Джангужин Рустем Наильевич
Статья посвящена так называемым «контактным зонам», то есть пространству, на котором происходит взаимодействие различных цивилизационных потоков.
Читать PDF
112.91 кб

Этнопедагогический диалог культур

Цаллагова Зарифа Борисовна
Автор показывает вклад Г.Н. Волкова в этнопедагогику, в диалог культур
Читать PDF
6.52 мб

Диалог культур и высшееобразование

Месеняшина Л. А.
В статье представлено краткое описание сущности концепции Школы диалога культур, описываются различия между диалогами разных культурологических типов и обсуждаются возможности применения этой концепции к образовательному процессу
Читать PDF
426.38 кб

Диалог поколений как диалог культур

Введенская Ольга Вячеславовна
В статье рассматривается диалог поколений в контексте диалога культур. Произведен анализ имеющихся в научной литературе определений понятия «поколение», представлена его авторская трактовка.
Читать PDF
217.32 кб

Диалог как фактор развития культуры

Вознюк Елена Борисовна
Статья посвящена рассмотрению процесса социокультурного развития. В рамках этой темы автора интересуют движущие силы данного процесса, важнейшей из которых является взаимодействие с другими культурами.
Читать PDF
278.67 кб

Язык диалога как утверждение культуры

Числова А. С.