ДИАЛОГИЗМ

Найдено 1 определение
ДИАЛОГИЗМ
направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога - в качестве отношения к Другому как к "Ты". К Д. прежде всего относятся работы Ф. Розенцвейга, О. Розенштока-Хюсси , Ф. Эбнера, Бубера и М. Бахтина. Важную роль в становлении Д. сыграл кружок "Патмос" в Берлине (1919-1923). Существенная часть проекта - критика предшествовавшего, солипсически-монологического языка классической философии. Сущность последнего фиксировалась как нацеленность сознающего на объекты ("Оно") или на самого себя ("теоретичность"). Новое же мышление должно базироваться на "отношении" (а не познании) и ориентироваться на воплощение в "поступок", а не оставаться на уровне созерцания. Действительное "Я" - результат спонтанной направленности человека на что-то Иное помимо себя. Розенцвейг утверждал новую основу мышления - об очевидности "мыслю, следовательно, говорю", такая мысль - всегда мысль-для-этого-другого. Эбнер рассматривал всякое "Ты" (в качестве Иного) как отблеск единственного "Ты" Бога, с которым человек ведет непрекращающийся диалог, осознание чего в полной мере - возвращение к истинности мышления. Бубер же акцентирует внимание на том, что "Ты" различных существ самостоятельны и разнообразны, в то же время он ставил вопрос о сфере "между", в которой (а не в субъектах или вещах) и возникают подлинные смыслы. Проект Д. не был осуществлен полностью из-за ярко выраженного тяготения его приверженцев к мифологичности языка - интеллектуальной моде начала 20 в. Однако Д. мощно повлиял на экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс), феноменологию (Ж.-П. Сартр, Э. Левинас), герменевтику (Г.-Г. Гадамер, П. Рикер) и явился течением, во многом определяющим современный образ философской мысли.
Д.В. Майборода

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Структуры повседневности православного человека и культурный диалогизм византийской цивилизации

Римский В. П., Ковальчук О. В.
Авторы рассматривают византийский тип цивилизации через призму культурного диалога светской и религиозной культуры. Показывается этико-аксиологический горизонт повседневной жизни византийца.
Читать PDF
0.00 байт

Диалогизм восточной культуры в прошлом и в современности

Манапова Виолетта Эльдаровна
В данной статье анализируется проблема диалога восточной и западной культур, а также проблема столкновения различных традиций и ценностных систем.
Читать PDF
0.00 байт

Диалогизм системы развивающего обучения В. Л. Занкова в контексте педагогической антропологии К. Д.

Грешилова Ирина Александровна
В статье рассматриваются идеи развивающего обучения, диалогические основы построения системы образования.Представлены принципы диалогизма, задачи педагогической антропологии.
Читать PDF
0.00 байт

Диалогизм как принцип современного образования

Кинцанс Владимир Протазьевич
Встатье обсуждаются возможности применения диалога в образовании. Диалог рассматривается как методологический принцип преодоления кризиса в образовании.
Читать PDF
0.00 байт

ДИАЛОГИЗМ И ИНТЕРАКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Белогрудова Валентина Петровна, Шелковникова Евгения Юрьевна, Шмакова Дарья Дмитриевна
Читать PDF
0.00 байт

Диалогизм как фактор развития русской философии

Замалеев Александр Фазлаевич
Диалогизм рассматривается как форма зарождения и развития русской философии. В качестве примеров анализируются связи духовно-академической философии с кантианством и славянофильства с панлогизмом Гегеля.
Читать PDF
0.00 байт

Психолого-педагогические «Координаты» процесса диалогизации высшего профессионального музыкального о

Юлпатова Елена Юрьевна
Показаны психолого-педагогические условия, при которых процесс диалогизации высшего профессионального музыкального образования становится творческой профессиональной деятельностью будущего специалиста.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование продуктивного опыта младших школьников в процессе диалогизации обучения

Щербакова Ирина Викторовна
В данной статье представлены результаты эксперимента по формированию продуктивного опыта младших школьников.
Читать PDF
0.00 байт

Диалогизация обучения математике в начальных классах национальной школы как фактор повышения уровня

Тагизаде Наиля Мирза-агаевна
Обучение детей математике в начальных классах Дагестанской национальной школы затрудняется тем, что язык обучения и родной язык учащихся не совпадают, а качество знаний учащихся должно быть доведено до уровня знаний учащихся центр
Читать PDF
0.00 байт

Иноязычие как фактор диалогизации образования

Рябова М.
Читать PDF
0.00 байт

Реализация принципа диалогизации педагогического процесса в развитии профессионального самосознания

Смоляр Антонина Ивановна
В статье обоснован теоретико-методологический контекст реализации принципа диалогизации педагогического процесса.
Читать PDF
0.00 байт

Диалогизация педагогического взаимодействия как условие развития профессиональной направленности сту

Тихолаз С.И.
В статье обосновывается значение диалогизации педагогического взаимодействия как условия развития профессиональной направленности студентов медицинского университета, их идентификации с носителями профессиональных ценностей; охара