ДИАСПОРА

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Диаспора
крупная часть этноса, расселившаяся вне страны или территории своего происхождения.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Диаспора
это часть этноса, живущая вне места его происхождения, в различных странах мира.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

ДИАСПОРА
от греч. diaspora - рассеяние) - часть этноса, живущая в других странах, вне страны своего происхождения.

Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь

Диаспора
Относится к любому лицу или этническому населению, которое покидает свою традиционную этническую родину и расселяется в других частях света.

Источник: Справочник по терминологии в области миграции

ДИАСПОРА
от греч. diaspora - разрозненность) - англ. diaspora; нем. Diaspora. Пребывание части народа (этнической общности) вне страны его происхождения при сохранении чувства идентификации со своей родиной. См. ГЕНОЦИД, ЭМИГРАЦИЯ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ДИАСПОРА
diaspora) (от греческого dia — через и speiro - рассеивать) — положение какой-либо группы людей, будь то насильственно или добровольно рассеянной по всему миру. Хотя данный термин связан прежде всего с еврейским опытом, он может применяться по отношению к любой подобной мигрирующей группе.

Источник: Большой толковый социологический словарь

диаспора
diaspora греч. diaspora ‘рассеяние’. - Совокупность лиц определенной этнической группы или близкородственных групп, проживающая за пределами своей исконной территории, объединенная общим этническим сознанием и обычно сохраняющая свой этнический язык в билингвальной ситуации (см. билингвизм), хотя и испытывающая сильное интерференционное влияние (см. интерференция) доминирующего языка окружения. тж. группа этноязыковая. диастратический континуум. См. континуум диастратический.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ДИАСПОРА
1. Совокупность лиц, проживающих за пределами основного традиционного места расселения этноса, объединенная общим этническим самосознанием и сохраняющая свой этнический язык в качестве одного из средств общения. 2. Совокупность этнических групп близкородственных народов, проживающих за пределами своей исконной территории. 3. часть населения СССР, оказавшаяся за пределами Российской Федерации – «русскоязычная диаспора», состоящая из этнических русских и лиц иных национальностей, объединенных по языковому и социальному принципу.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Диаспора
(от греч. diaspora – разрозненность). Діаспора. Diaspora. Часть этнической общности, проживающей вне политико-географических пределов проживания самой этнической общности, но, не смотря на необходимость адаптации к культуре доминирующего этноса, сохраняющей собственную культурную идентичность. В силу наличия противоположных социально-культурных ориентаций всякая Д. преимущественно (что совсем не обязательно) относится к носителям маргинализованной культуры как в отношении культуре страны проживания, так и родной культуры. См. также Маргинальная личность.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ДИАСПОРА
(от греч. dia - через, speiro - рассеивать) - пребывание части этнической общности, группы людей вне страны происхождения при сохранении чувства идентификации с родиной. Первоначально понятие относилось к той части евреев, к-рые два с половиной тысячелетия назад начали расселяться за пределами Палестины. Позднее оно распространилось и на др. национальные (этнические) группы и религиозные меньшинства, особенно в связи с расселением, миграцией значительной части населения многих народов в др. страны. Д. возникали в результате бегства от войн, межнациональных и религиозных конфликтов, угрозы геноцида, насильственного переселения, действия различных социально-экономических и иных факторов.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ДИАСПОРА
(от греч. diaspora - “расселение”; англ. - diaspore ) - а) в узком смысле - совокупность мест поселения евреев после разгрома Вавилоном Израильского царства (6 в. до н.э.) и увода живших там евреев в плен, позже - совокупность всех мест расселения евреев по странам мира вне Палестины; б) в широком смысле - для обозначения мест расселения тех или иных этнических групп, оторвавшихся от родной территории этнической (см.) : армянская Д., ирландская Д. и т.д. К Д. не относятся случаи расчленения территории этнической политико-государственными границами, при сохранении компактности расселения; так русские в Сев.Казахстане не относятся к русской Д., а в Таджикистане - относятся; венгры на юге Словаки не относятся к венгерской Д., а в Великобритании относятся и т.п. См. также “Расселение этническое”.
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Диаспора
(от греч. diaspora – рассеяние), часть народа (этнической общности), проживающая в иноэтническом окружении за пределами страны своего происхождения, т.е. вне своей исторической родины. Для Д. характерна консолидация представителей того или иного народа и их компактное расселение в местах нового проживания. Д. имеет необходимые формы самоорганизации, которые позволяют ей оставаться относительно самостоятельным организмом, выполнять культурно-просветительские функции, поддерживать и развивать свои этнические традиции, обычаи, духовную культуру, а также культурные связи со своей исторической родиной. Активно участвуя в экономической деятельности, представители различных диаспор создают собственные национально-культурные центры, которые способствуют сохранению их самобытности.
Первоначально Д. образовывалась в результате насильственного выселения или угрозы физического уничтожения этноса. В настоящее время диаспоры появляются и развиваются под влиянием социальных и экономических факторов.
Вначале термин «Д.» применялся к евреям, расселившимся после их изгнания с родины в 6 в. до н.э. вне Палестины. Постепенно термин стал применяться и к другим этническим и религиозным общностям, живущим в новом районе своего расселения.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

Диаспора
от греч. diaspora — рассеяние) — устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущих в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа), имеющая социальные институты для развития данной национальной общности. Долгое время под диаспорой понималась только еврейская, которая представляла собой уникальное явление. Постепенно данный термин стал использоваться в отношении многих других народов, поскольку активизировались миграции населения, а «рассеяние» стало более частым явлением.
В широком понимании диаспора — этническая группа, проживающая вне исторической родины или основного ареала расселения; в узкой трактовке в дополнение к этим признакам выдвигается определенная институциональная структура, помогающая этносу сохранять свою идентичность, язык и культуру. Типичными чертами диаспоры являются рассеяние по отношению к родине, коллективная память и мифологизация утраченной родины, возвратная миграция (репатриация), чувство солидарности с этническими собратьями и пр.
В качестве основных признаков диаспоры также считают пребывание этноса за пределами страны происхождения, отрыв от исторической родины, сохранение национальной самобытности и содействие ее развитию, устойчивость к ассимиляции, наличие организационных форм своего существования, осуществление социальной защиты своих членов.
Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М„ 2003. С. 88.

Источник: Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие

ДИАСПОРА
(от Греч, diaspora — рассеяние) — проживание части народа вне страны его происхождения в иноэтническом окружении. Д. возникли с древних времен. Они образовались в результате различных причин: насильственного выселения, угрозы геноцида, действия экономических и географических факторов. Первоначально термин Д. применялся к проживанию евреев вне Палестины, особенно после их изгнания в начале VI в. до н. э., а затем в I в. н. э. В дальнейшем термин Д. применялся и к некоторым другим этническим (напр., армяне, ирландцы, китайцы) и религиозным (напр., ранние христиане) общностям. В результате распада СССР миллионы этнических россиян, не по своей воле оказавшихся в ближнем зарубежье, образуют д. Это 25 млн. русских, или свыше 17% всего русского населения бывшего Союза, которые оказались разделенными границами новых независимых государств. В положении Д. оказались еще 10 млн. этнических россиян и лиц других национальностей. Д. этнических россиян имеется и в дальнем зарубежье США (более 1,0 млн. человек), Канаде, Франции, Австралии и других странах — всего около 1,5 млн. человек.
Иногда термин Д. употребляется в отношении лиц нерусской национальности, имеющих свои национально-государственные образования в составе Российской Федерации, но живущих в других регионах России. Например, татар, мордвы, чувашей, живущих вне своих республик. Однако применение к ним термина Д. является условным, поскольку речь идет о перемещении в пределах одного федеративного государства. См.: Иностранные граждане, Национальное меньшинство, Этническая дисперсизация.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Диаспора
1. Совокупность лиц определенной этнической принадлежности, проживающая за пределами основного традиционного места расселения этого народа, объединенная общим этническим самосознанием и, как правило, сохраняющая свой этнический язык в качестве одного из средств общения. Д. может быть представлена различными по демографической мощности этническими (национальными) группами, оказавшимися вне своей метрополии в силу различных исторических причин. Различие условий проживания в метрополии и вне ее выражается в том числе и в разных условиях функционирования данного этнического языка. Члены Д., как правило, испытывают сильное языковое воздействие иноязычного окружения, в результате чего в их речи в большей или меньшей степени наблюдаются просодические сдвиги, окказиональные заимствования, макаронизм. В результате длительного контактирования типические явления интерференции становятся системными, и со временем формируется местный вариант данного языка (этнолект). На территории России представлены армянская, еврейская, немецкая, украинская и др. Д. Различные Д. могут существовать также и в рамках данного многонационального государства - за пределами основного места компактного проживания этноса, напр., чеченская Д., мордовская Д. на территории РФ. 57 Удовлетворение культурных запросов Д. проявляется в предоставлении учебников, учебных материалов, литературы, периодики на родном языке, помощи в организации образования и др. Помощь Д. оказывается (или не оказывается) государством (государственным образованием), на территории которого проживают представители соответствующей Д., а также общественными организациями, формируемыми членами самой Д. Такая помощь является важной составляющей демократической национально-языковой политики страны. 2. Совокупность этнических групп близкородственных народов (или близких в культурном отношении народов), проживающих за пределами своей исконной территории. Напр., наименование «черкесская диаспора» распространяется на всех адыгов, т. е. черкесов, кабардинцев и адыгейцев (а иногда и других представителей Северного Кавказа), проживающих прежде всего в странах Передней Азии. 3. В последние годы термин Д. стал применяться также по отношению к разнородной в этническом отношении, но объединенной по языковому и социальному принципу части населения СССР, оказавшейся в результате распада страны за пределами Российской Федерации «русскоязычная диаспора», состоящая не только из этнических русских, но и лиц иных национальностей.
Против. значение: метрополия
См. также: Метрополия, Этническая группа, Этнолект

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

Диаспора
(древнегреч. gua через и спейро рассеивать) — часть этно са, проживающая за пределами своей этнической территории, страны. Первоначально термин д. употреблялся для обозначения территорий расселения исключительно евреев после разгрома римлянами иудейских восстаний 66–70 и 132 годов и расселения евреев из Иудеи (Палестины) в разных районах Римской империи. В настоящее время термин применяется для обозначения расселившихся этнических иммигрантов среди других народов как внутри одного государства (напр., татарская д. в Москве или Санкт-Петербурге), так и в других странах (татарская д. в Узбекистане, Казахстане и т. д.). Абсолютное большинство этносов имеет свою «этническую» территорию (в СМИ — «историческая Родина») и «свои» д., которые с увеличением и расширением миграционных потоков множатся как в географическом, так и в демографическом отношениях. Исключением являются отдельные этносы, не имеющие «этнической территории» и проживающие в д. Таковым народом и являются цыгане, проживающие во многих странах от Испании до Болгарии, России и США. Численность евреев и армян, проживающих в д. (главным образом, в США, странах Западной Европы, России), превышает их число проживающих в, соответственно, Израиле и Армении.
В РФ, по данным переписи населения 2002 г., насчитывалось более 75 «внешних» д. (т.е. иммиграционных) общей численностью 8669 тыс. чел. (6% населения). Самыми многочисленными из них являются украинская д. (2943 тыс. чел.), армянская (1130,5 тыс. чел.), белорусская (808 тыс. чел.), казахская (654 тыс. чел.), азербайджанская (621,8 тыс. чел.) и немецкая (597,2 тыс. чел.). В 2003–2004 гг. осело в России 8,1 тыс. украинцев, 7,5 тыс. армян, убыло 23,5 тыс. немцев, 3,7 тыс. казахов. В период между переписями населения 1989–2002 гг. численность белорусской д. в РФ сократилась на 33%, украинской — 32,5%, немецкой — 29%, а еврейской — в 2,3 раза (с 537 тыс. чел. до 230 тыс.). Зато таджикская д. увеличилась в 3,2 раза, армянская — в 2,1 раза, азербайджанская — в 1,9 раза, грузинская — в 1,5 раза, а численность вьетов — в 12,5 раз, китайцев — в 6,7 раз и т. д. Своеобразная «замена» традиционных для России д. из Европы (немцы, поляки, белорусы, украинцы, эстонцы и др.) выходцами из стран Ближнего и Дальнего Востока продолжается и в настоящее время. Они же составляют основную часть нелегальной иммиграции (см. иммиграция) и лиц, не ответивших на вопрос об этнической принадлежности (1460,8 тыс. чел.). В 2002 г. 23 этнические д. имели 278 этнокультурных организаций в 70 субъектах РФ. Объединение «Союз диаспор РФ» совместно с «Ассамблеей народов России» играет важную интегративную роль в сфере этногосударственных и межэтнических отношений. Их право на этнокультурное развитие защищает закон РФ «О национально-культурной автономии» 1996 г. После распада СССР (1991 г.) многочисленные д. российских на родов образовались в странах СНГ и Балтии. Из них наиболее крупная д. — русская насчитывала, по оценке на конец XX — начало XXI вв. более 15,3 млн. чел., в том числе: в Украине — 8334 тыс. чел. (17,3% населения по переписи населения 2001 г.); Казахстане — 4207 тыс. (28,3% населения и оценке на 2002 г.); Беларуси — 1145 тыс. (11,4% населения по переписи населения 1999 г.); в Латвии — 685 тыс. (29,2% по оценке на 2002 г.); Эстонии — 351,2 тыс. (25,6% по переписи 2000 г.). Растет численность русских и в странах так называемого Дальнего зарубежья — в США, Канаде, Австралии, Франции и др. С увеличением и расширением миграционных процессов растут и множатся д. различных народов как в РФ, так и в других странах. В д. не включаются иммигранты, временно проживающие в различных странах по заключенным контрактам (см. иммиграция). Канд. ист. наук Ю. А. Евстигнеев.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

ДИАСПОРА
устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности.
Обычно термин "Д." относится к части народа (этнической общности, нации), живущей вне страны своего происхождения и образующей сложившиеся, сплоченные, устойчивые, хорошо укоренившиеся и ставшие необходимыми для принимающих стран этнические группы. Они чаще всего успешно взаимодействуют с властями и коренным населением и могут служить примером благополучного сосуществования различных категорий населения.
Отношения с Д. сегодня большинство стран рассматривают как важное направление своей государственной политики. В мире много примеров, когда Д. играют огромную роль в развитии тех или иных государств. Достаточно сослаться на Израиль, Армению, Индию и ряд других, чьи Д. оказывают существенную политическую и экономическую поддержку своим странам, формируя привлекательный образ исторической родины в мире, способствуя созданию благоприятных условий для торговли, экономической помощи, пониманию в мире политики своей страны.
Однако отношения с Д., как правило, не сводятся к чисто меркантильным. Не меньшее значение имеет сохранение различных проявлений своеобразной национальной культуры, включая национальное самосознание.
Объективная сложность и разноплановость такого явления как Д. приводит к тому, что в научной среде нет единства в понимания этого феномена. Одним из общепризнанных признаков Д. является пребывание этнической общности людей за пределами страны (территории) их происхождения в иноэтническом окружении. Следующий шаг в определении Д. состоит в том, что Д. понимается как такая этническая общность, которая сохраняет важные характеристики национальной самобытности своего народа, содействует развитию национального языка, культуры, сознания. Нельзя отнести к Д. любую группу лиц определенной национальности, если у них нет внутреннего стимула, потребности к самосохранению, что, в свою очередь, предполагает соответствующие организационные формы реализации этой потребности. В соответствии с этим признаком нельзя назвать Д. или принадлежащей к Д. дисперсную группу эмигрантов, проживающих в зарубежной стране.
Д. качественно отличается от дисперсной эмиграции наличием организационных форм своего функционирования и развития, начиная от такой как землячество и кончая наличием общественных, национально-культурных и политических движений. Как правило, привлекательность Д. для эмигранта во многом определяется тем, что Д. берут на себя функцию социальной защиты конкретных эмигрантов, помогают им интегрироваться в новую социальную среду.
Особую роль в становлении и сохранении Д. сыграл религиозный фактор. История Д. показывает, что именно религия чаще всего становится цементирующим фактором консолидации группы эмигрантов. Так, например, религиозный фактор сыграл огромную роль в выживании очень влиятельных в мире армянской и еврейской Д. и в то же время крайне негативно сказался на формировании белорусской Д. в различных странах.
Для Беларуси развитие отношений с Д. - важное направление интеграции с бывшими советскими республиками, в первую очередь Россией, с Европой и всем остальным миром. В настоящее время за пределами Беларуси по разным оценкам проживает до трех миллионов выходцев из нашей страны и их потомков.
Процесс формирования и развития Д. не прекращается и сегодня. Более того, глобализация способствует расширению миграционных процессов в мире. Для нашей страны это означает формирование достаточно массовой "третьей волны" эмиграции: в отличие от второй волны, она носит прежде всего экономический характер.
Полноценная белорусская Д. во многих зарубежных странах в силу различных причин, в том числе из-за отсутствия соответствующей поддержки этого направления работы на государственном уровне, пока не сформировалась и ее потенциал пока не задействован в полной мере для решения наиболее актуальных задач, стоящих перед белорусским обществом.
Я.В. Леверовская

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Диаспора в мегаполисе: традиции и современность (окончание)

Даргыноол Чимиза Кудер-ооловна
Читать PDF

Диаспора как национальное меньшинство: этнополитическая экспликация

Ким Александр Сергеевич
Рассматриваются различные научные подходы к определению национального меньшинства. Обосновывается взаимосвязь феноменов диаспоры и национального меньшинства в современном обществе.
Читать PDF

Диаспора в мегаполисе: традиции и современность

Даргыноол Чимиза Кудер-ооловна
Читать PDF

Русская диаспора в Крыму: этнополитический аспект

Волкогонова О. Д.
Читать PDF

Диаспора как социальный институт

Рабинович Владимир Юльевич
В статье анализируются процессы, происходящие на границах этнических сообществ. Определяя содержание термина «диаспора», автор выделяет ряд черт, так или иначе проявляющихся в подобных этноконфессиональных образованиях.
Читать PDF

Ливан и его диаспора: прямая и обратная связь

Савичева Елена Мих
В статье рассматриваются особенности формирования ливанской диаспоры и ее связи с ливанским обществом. Проводится анализ статистических данных, проливающих свет на положение ливанских диаспор в различных частях света.
Читать PDF

Русские в Крыму: диаспора, анклав или этническая периферия? (разговор о терминах)

Волкогонова Ольга Дмитриевна
В статье рассматривается содержание термина «диаспора» в современных социально-философских исследованиях, дается авторская трактовка этого понятия.
Читать PDF

Научная диаспора как ресурс развития белорусской науки

Артюхин М. И., Мееровская О. А.
Приведен зарубежный опыт в области сотрудничества с научной диаспорой. Охарактеризованы проблемы интеграции интеллектуального потенциала белорусской научной диаспоры в развитие страны.
Читать PDF

Диаспора оптимальная форма адаптации мигрантов

Аносова Татьяна Фёдоровна, Кирилюк Светлана Сергеевна
Читать PDF

Диаспора как объект социальной политики (французский опыт для российских реалий)

Ким А. C.
Читать PDF

Концептуализация понятия «Диаспора» в современных научных исследованиях

Обидина Ю. С.
Читать PDF

Диаспора как термин этнополитологии

Ким А. С.
Статья посвящена терминологическому анализу диаспоры как этнополитического явления. Автор рассматривает различные методологические подходы к определению диаспоры.