Диффузия инноваций

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Диффузия инноваций
процесс распространения нововведений внутри данной социальной системы, а также от одной социальной системы к другой.

Источник: Теоретические и эмпирические модели социальных процессов

Диффузия инноваций
(англ. diffusion of innovations) Модель распространения новых знаний, идей, практик, технологий в определенном социальном контексте. Соответствующую теорию обычно называют теорией диффузии инноваций. Концептуальный каркас данной теории заложил в 1962 г. (на базе многочисленных разработанных научных подходов) американский социолог Эверетт Роджерс. Он выделял четыре ключевых элемента диффузии инноваций: собственно инновацию, коммуникационные каналы, социальную систему и временной промежуток. Вкратце диффузию можно описать так: инновация (данные об инновации) с помощью разнообразных каналов коммуникации распространяется среди членов социальной группы, которые ее принимают (или не принимают) и адаптируют в течение определенного времени. Согласно данной теории, чем больше инновация соответствует ценностям конкретной социальной группы, тем более успешной будет адаптация. Механизм диффузии инноваций, по Роджерсу, может быть разбит на пять этапов: знание об инновации; убеждение о ее необходимости; принятие решения; внедрение; подтверждение. Таким образом, данные об инновации линейно передаются от ее владельца социальной группе, в которой в соответствии со скоростью принятия инновации выделяются следующие кластеры: «инноваторы», «ранние пользователи», «раннее большинство», «позднее большинство», «отстающие». Отметим, что первоначальная теория диффузии инноваций подвергалась критике и доработке – в частности, из‑за недооценки роли нелинейных коммуникаций (например, влияния обратной связи) внутри соответствующих социальных групп. Теория диффузии инноваций рассматривается учеными как близкая к основной группе теорий медиа – прежде всего из‑за высокой доли «коммуникационной» составляющей. Кроме того, она может с успехом применяться при объяснении современных медийных феноменов, зачастую связанных с распространением соответствующих технологий, практик, идей.
Литература Бакулев Г П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. – М.: Аспект Пресс, 2005. Rogers E. (2003) Diffusion of Innovations. 5th ed. – NY: Simon and Schuster.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019