течение в эволюционной теории, изучающее каналы, по которым в данное общество проникают социальные влияния извне.
ДИФФУЗИОНИЗМ
Диффузионизм
диффузионизм
diffusionism лат. diffusio ‘распространение’. - направление в этнологии, изучающее пространственные характеристики культуры и заимствование культурных элементов.
ДИФФУЗИОНИЗМ
англ. diffu-sionism; нем. Diffusionismus. 1. Направление в антропологии и этнографии, объясняющее развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а гл. обр. заимствованием культ, достижений других народов. 2. В социологии - исследование процесса распространения инноваций и культ, образцов в различных обществах. См. ПАРАЛЛЕЛИЗМ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ДИФФУЗИОНИЗМ
направление в этнологии, культурологии, археологии, полагающее основой соц. развития процессы заимствования и распространения культуры. Д. складывался в нач. XX в. как реакция на крайности эволюционизма, изображавшего процесс развития почти исключительно как внутренний упорядоченный по стадиям рост и кумулятивное усложнение первоначальной структуры, в к-ром внешние факторы играют только вторичную роль. Д., напротив, сделал центральной проблему культурных нововведений как рез-та внешних влияний и каналов диффузии, по к-рым эти влияния передаются и внедряются в данную социокультурную единицу. В центре внимания Д. - такие явления, как война, торговля, колонизация, и на втором плане - такие внутренние факторы, как дифференциация социальная (см.) и классовый конфликт. Из социологич. теорий предшественницей диффузионизма были теории подражания (Г. Тарда и др.), сводившие процесс развития к последовательности изобретений и заимствований. А.Д. Ковалев.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Диффузионизм
(от лат. diffusio – распространение, растекание). Дифузіонізм. Diffusionism. 1. Направление в западной этнографии, антропологии, социологии индустриализма, социальной и культурной антропологии, рассматривающее культурное развитие отдельных, и в особенности так называемых “отсталых” народов не на основе их исторической самодостаточности, самостоятельной эволюции, а через заимствование культуры и культурных образцов индустриально развитых стран. 2. Процесс распространения культурных инноваций и культурных образцов в различных обществах. 3. Процесс взаимодействия различных культур или сфер культуры. Существует несколько вариантов методологии диффузионизма, строящихся на следующих постулатах: а) одна культура поглощает другую при помощи внедрения в последнюю более высоких культурных образцов; б) одна культура оказывает значительно большее влияние на другую, не получая обратного равноценного воздействия, при этом каждая из них относительно самостоятельна, автономна и, в принципе, самодостаточна, а мера влияния зависит от их потребностей; в) ассимиляция, предполагающая сознательное или навязанное принятие носителями одной культуры норм и ценностей другой культуры. Диффузные процессы возможны не только между различными культурами, но и в рамках одной культуры между ее различными сферами. Так, наблюдалось определенное поглощение театрального искусства киноискусством, театра и кино телевидением с последующим более четким их размежеванием, когда, например, посещение театра стало носить престижный характер. Следует различать диффузию и заимствование, хотя интенсивное заимствование переходит в диффузию. Социологию культуры интересуют процессы взаимодействия и взаимовлияния культур, культурных сфер, ареалов и центров, а также их формы, результаты, субъекты, причины и т. д. Особенно интересным в этом плане является анализ процесса, называемый синтезом искусств (использование выразительных средств различных видов искусства для получения не только собственно эстетического, но и определенного социального результата), и влияние этого процесса на культуру в целом. См. также Аккультурация и Опыт духовный.
ДИФФУЗИОНИЗМ
(от лат diffusio — разлитие, просачивание) — направление в социальной антропологии и этнографии, культурологии, археологии, социологии, полагающее основой обществ, развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в др. Д. складывался в начале 20 в. как реакция на крайности эндогенистского эволюционизма, объяснявшего развитие об-в исключительно их внутр. свойствами и законами роста по обязательным стадиям органической эволюции. Д., напротив, предпочитал экзогенистские теории и сделал центральными проблемы культурных нововведений как рез-тов внешних влияний и каналов, по к-рым эти влияния передаются и внедряются в данную социокультурную единицу. В поле зрения Д. в первую очередь такие средства распространения чужой культуры, как завоевания, торговля, колонизация и миграции, добровольное подражание, и лишь на втором плане — внутрисистемные факторы развития. Д. смягчал влиятельные тогда социал-дарвинистские и биоэволюционные уподобления об-в конкурирующим организмам, вытесняющим друг друга. Диффузия культуры, не имеющая аналога в биологической эволюции, подразумевает сотрудничество между об-вами, способность исторических «конкурентов» учиться друг у друга. Из социол. теорий предшественниками Д. были теории подражания (Тард, У. Беджгот и др.), сводившие обществ, развитие к последовательности изобретений и заимствований.
Можно выделить три осн. варианта Д.: (1) «инвазионизм» (от англ. invasion — вторжение), к-рый рассматривал крупные социокультурные изменения как последствия вторжения в изучаемую культуру племен и мигрантов, принесших более высокий уровень культуры и техники; (2) теории культурного центра (Э. Смит и др.), изображающие процесс распространения культуры в виде последовательных волн рассеяния своего рода миссионерских элит из общей колыбели цивилизации, на роль к-рой, напр., выдвигали Шумер или Древний Египет. Чем дальше от центра происхождения изучаемая область, тем более размыты и вырождены в ней черты первоначальной цивилизации. Эти теории в ряде моментов сходны с совр. европоцентристскими теориями модернизации развивающихся стран; (3) теория культурных кругов или областей (Ф. Гребнер, Фробениус и др.). Этот вариант Д. предполагал такое решение спора с эволюционизмом, к-рое включало схемы последнего в объяснения исторических процессов. Для совр. зап. социологии характерно стремление ввести Д. и эволюционизм в общие теоретические рамки, объединить их положения, когда-то казавшиеся противоположными. Подходы Д. сохраняют значение для более частных тем: объяснений модернизации с помощью культурных контактов, процессов внедрения конкретных хозяйственных или научных нововведений, процессов аккультурации иммигрантов и т. д. Одна из близких старому Д. задач совр. зап. социологии и антропологии — сравнительное исследование культурных черт с целью установить, какие из них легче проникают в иные культурные миры, степень независимости изобретений и инноваций, а также пути усвоения новых черт чужими культурами. А. Д. Ковалев
Можно выделить три осн. варианта Д.: (1) «инвазионизм» (от англ. invasion — вторжение), к-рый рассматривал крупные социокультурные изменения как последствия вторжения в изучаемую культуру племен и мигрантов, принесших более высокий уровень культуры и техники; (2) теории культурного центра (Э. Смит и др.), изображающие процесс распространения культуры в виде последовательных волн рассеяния своего рода миссионерских элит из общей колыбели цивилизации, на роль к-рой, напр., выдвигали Шумер или Древний Египет. Чем дальше от центра происхождения изучаемая область, тем более размыты и вырождены в ней черты первоначальной цивилизации. Эти теории в ряде моментов сходны с совр. европоцентристскими теориями модернизации развивающихся стран; (3) теория культурных кругов или областей (Ф. Гребнер, Фробениус и др.). Этот вариант Д. предполагал такое решение спора с эволюционизмом, к-рое включало схемы последнего в объяснения исторических процессов. Для совр. зап. социологии характерно стремление ввести Д. и эволюционизм в общие теоретические рамки, объединить их положения, когда-то казавшиеся противоположными. Подходы Д. сохраняют значение для более частных тем: объяснений модернизации с помощью культурных контактов, процессов внедрения конкретных хозяйственных или научных нововведений, процессов аккультурации иммигрантов и т. д. Одна из близких старому Д. задач совр. зап. социологии и антропологии — сравнительное исследование культурных черт с целью установить, какие из них легче проникают в иные культурные миры, степень независимости изобретений и инноваций, а также пути усвоения новых черт чужими культурами. А. Д. Ковалев