норма трудового права, определяющая обязательное для всех работников подчинение правилам поведения во время выполнения ими трудовых обязанностей. Эти правила определяются в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, нормативными документами работодателей, индивидуальным трудовым договором.
Д.т. — необходимое условие организации трудового процесса, установленное федеральным трудовым законодательством — Трудовым кодексом РФ (Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ).
Д.т., согласно ТК РФ, предполагает взаимные права и обязанности работодателя и работников (ст. 21 и 22), которые уточняются в локальных нормативных актах, коллективных договорах, конкретизируются в части определенной профессии, должности в трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником, а также находят отражение в должностной инструкции работника.
Ответственность за организацию условий для Д.т. и ее надлежащее исполнение законодательно возложено на руководителя организации.
Для обеспечения Д.т. утверждаются правила внутреннего трудового распорядка организации с учетом мнения представительного органа работников организации — как правило, профсоюзного объединения. Обязательное содержание этих правил определено ст. 100, 101, 108, 109, 111, 136, 191 ТК РФ. В них также включаются положения, отражающие специфику и условия работы конкретной организации.
Д.т. как важнейшая составная часть трудовых отношений призвана содействовать созданию организационных и экономических условий для высокопроизводительной работы, прежде всего в части: достижения эффективных результатов труда работника и организации в целом, охраны здоровья и жизни работников во время трудовой деятельности; предотвращения профессионального травматизма и заболеваемости; рационального использования рабочего времени.
В целях обеспечения Д.т. используются следующие основные методы: поощрение за добросовестный труд и применение методов дисциплинарного воздействия.
Д.т. может рассматриваться не только как норма трудового права, но и как самостоятельный вид отношений, включая отношения между работодателем и работником, трудовым коллективом и членом этого коллектива, работодателем и трудовым коллективом.
Независимо от спектра рассмотрения Д.т. (правового, социологического, психологического, педагогического) выделяются пять групп отношений по их основной целевой и результирующей направленности: охранительные, организационные, поощрительные, дисциплинарные, воспитательные.
Д.т. специалистов, работающих непосредственно в сфере предоставления социальных услуг, как правило, предполагает также соблюдение ряда этических принципов, позволяющих обеспечить эффективную социальную помощь получателю услуг по его выходу из трудной жизненной ситуации: конфиденциальность информации, касающейся его личностной сферы; применение наиболее эффективных способов взаимодействия с ним, исключая принудительные, насильственные; неприменение наказаний и ограничений относительно взаимодействия с получателем услуг в рамках выполнения программы оказания услуг.
О.И. Волжина
Лит.: Гусева В.С., Сибикеев К.В. Дисциплина труда, трудовой распорядок: Практ. пособие. М.: Экзамен, 2009; Зыков С.В. Основы проектирования корпоративных систем: Монография. М.: ИД ВШЭ, 2012; Лушников А.М., Лушникова М.В. Трудовые права в ХХI веке: современное состояние и перспективы развития: Монография. М.: Проспект. 2015; Чащина К. Коллективный договор предприятия и его эффективность. М.: Изд-во LAP Lambert Academic Publishing, 2015.