ДИСФУНКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
ДИСФУНКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
понятие, широко используемое в социологии организаций и обшей теории организации, особенно в их системно-организмических версиях (см. Естественная модель в теории организации), для обозначения побочных негативных, но неизбежных последствий для выживания системы, возникающих в результате целенаправленных и осознанных социальных действий, оправданных сточки зрения ее выживания в целом или обеспечения целевой функции (см.: Выживание организации; Социальные функции организации; Целеполагание в организации).
В социологии организаций понятие дисфункции введено Р. Мертоном, который рассматривал его в контексте трактовки социальной функции «как всей агрегированной совокупности последствий повторяющегося социального действия», оцениваемых с точки зрения выживания системы. С этой точки зрения любое социально воспроизводимое действие, вторгаясь в сложную многоэлементную систему, каковой, в частности, является и организация, вызывает целый ряд последствий (прогнозируемых и непрогнозируемых), которые для каждой из подсистем могут быть оценены как функциональные (способствующие выживанию системы), нейтральные (не влияющие на выживание системы и ее отдельных элементов) и дисфункциональные (имеющие негативные последствия для выживания подсистем).
В теорию организации понятие Д. в О. введено представителями школы социальных систем (см. Школа социальных систем). Различные типы Д. в О. изучались А. Гоулднером, Г. Саймоном, Ф. Селзником, А. Этниони, М. Крозье и другими теоретиками организации.
Д. в О. возникают как незапланированный (латентная функция), отрицательный, побочный и непредвиденный эффект от сознательно запланированных действий с заданным результатом (явная или манифестированная функция), который обычно сосуществует с нейтральным (нонфункция) и общим позитивным с точки зрения функционирования системы итогом. Они являются результатом множественности, неоднозначности н часто непредсказуемости онтологических последствий любого из предпринимаемых менеджером действий, необходимых для функционирования организационной социальной системы, а также сложности строения организационных систем и их многофункциональности.
В методологическом отношении понятие Д. в О. указывает на различие в понимании цели и социальной функции, ориентирует консультанта и управленца не на устранение любых отклонений от нормативистских предписаний, а на анализ природы их возникновения в системном контексте и поиск механизмов, смягчающих их негативные последствия. В этом смысле оно противостоит понятию организационной патологии (см. Патология организационная).
Типичными примерами Д. в О. являются неизбежные негативные последствия таких оправданных решений с точки зрения целевых задач или выживания системы в целом, как: внедрение централизованных систем управления, приводящее к закупорке каналов информации или перегрузке руководителей высшего уровня (см. Линейно-штабная структура); формализация системы деловых отношений в организации, ведущая к снижению мотивации и активности сотрудников (см.: Формальная (официальная) организация; Бюрократия); внедрение коллективных форм подготовки и принятия управленческих решений (см: Управленческие (организационные) решения; Школа человеческих отношений); перевод системы управления на режим работы в модели открытых систем (см.: Организация как открытая система), обусловливающий наряду с повышением гибкости и адаптивности систем снижение предсказуемости, определенности, эффективности использования наличных внутренних ресурсов организации; стремление к максимальной реализации принципа делегирования полномочий, порождающее проблему возрастания затрат на координацию и в конечном счете снижение управляемости системы (см.: Принцип максимального делегирования полномочий в организации; Проблема возрастания затрат на координацию) и др.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Организация диагностики аккомодационно-вергентных дисфункций при компьютерном зрительном синдроме

Сутормина Оксана Васильевна
Обследованы 75 пользователей компьютером и 78 человек из контрольной группы.