Дисграфия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дисграфия
от греч. dys – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) – нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена нарушением речевой системы в целом и является симптомом алалии, разных форм афазий или недоразвития речи. В основе дисграфии обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова. Для исправления дисграфии проводятся занятия по коррекции недостатков устной речи, а также специальные упражнения в чтении и письме.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Дисграфия
частичное специфическое расстройство процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общий двигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Процесс письма у взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, лишь овладевающего этим навыком.
Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слова и структуры предложения, в нарушении письма, сопровождается заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов. Рассматривается в качестве симптома при алалии, при разных форм афазий, или при недоразвитии речи. В основе дисграфии у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности, наблюдаются неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонетическим (звуковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения – аграфия – полная неспособность к овладению навыком письма.
Дисграфия может быть классифицирована на акустическую, оптическую и моторную. При акустической дисграфии отмечается недостаточное развитие слухового восприятия, звукового анализа и синтеза. Часто наблюдаются смещения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме. Оптическая дисграфия обусловливается неустойчивостью зрительных образов, отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками, в различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Примерами типичных смешений являются: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, мл, б-д, п-т, н-к. Моторная дисграфия характеризуется трудностями движений руки во время письма, нарушениями связи моторных образов звуков и слов с их зрительными образами. Дисграфия может быть скорректирована при организации специальных упражнений в чтении и письме. См. также Аграфия, Минимальная мозговая дисфункция.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Дисграфия у учащихся с ринолалией

Репина Зоя Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

Дисграфия у учащихся с ринолалией

Репина Зоя Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

Дисграфия у учащихся с ринолалией

Репина Зоя Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

Дисграфия у учащихся с ринолалией

Репина Зоя Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

Дисграфия у учащихся с ринолалией

Репина Зоя Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

Дисграфия и ключевые учебные компетенции младших школьников

Рябова Ольга Владимировна
Статья посвящена проблеме поиска эффективных методов и приемов коррекции дисграфии у младших школьников.
Читать PDF
0.00 байт

Дислексия и дисграфия в речи обучающихся как общеобразовательная проблема

Крючкова Д.С
Механизм формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов затрудняется из-за наличия у них устойчивых и повторяющихся нарушений норм современной речи с позиций семантического и графического отображения мысли.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование устной речи у детей с дисграфией при обучении в начальной школе*

Овсянникова Светлана Алексеевна
Статья посвящена лонгитюдному изучению формирования устной речи у детей с дисграфией и нормальным письмом. В исследовании участвовало 205 учащихся.
Читать PDF
0.00 байт

Современные представления об этиологических механизмах дисграфии

Иншакова Ольга Борисовна
Одной из ключевых проблем развития языковых навыков ребенка является дисграфия, распространенность которой возрастает.
Читать PDF
0.00 байт

Процесс развития устной речи у младших школьников с различной динамикой дисграфии

Овсянникова Светлана Алексеевна
Статья посвящена лонгитюдному изучению формирования устной речи у детей с дисграфией и нормальным письмом.
Читать PDF
0.00 байт

Подготовка педагога к работе с детьми с дисграфией в системе повышения квалификации

Суртаева Ольга Николаевна
В статье рассматриваются тенденции изменений в системе повышения квалификации, а также проблемное поле педагога, работающего с детьми с дисграфией
Читать PDF
0.00 байт

Формирование ключевых компетенций младших школьников как средство коррекции дисграфии

Рябова Ольга Владимировна
В статье показаны результаты диагностики ключевых компетенций младших школьников с дисграфией. Разработаны принципы и направления коррекционной работы, основанной на формировании ключевых компетенций.