от греч. dys – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) – нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена нарушением речевой системы в целом и является симптомом алалии, разных форм афазий или недоразвития речи. В основе дисграфии обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова. Для исправления дисграфии проводятся занятия по коррекции недостатков устной речи, а также специальные упражнения в чтении и письме.
Дисграфия
Дисграфия
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Дисграфия
частичное специфическое расстройство процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общий двигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Процесс письма у взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, лишь овладевающего этим навыком.
Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слова и структуры предложения, в нарушении письма, сопровождается заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов. Рассматривается в качестве симптома при алалии, при разных форм афазий, или при недоразвитии речи. В основе дисграфии у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности, наблюдаются неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонетическим (звуковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения – аграфия – полная неспособность к овладению навыком письма.
Дисграфия может быть классифицирована на акустическую, оптическую и моторную. При акустической дисграфии отмечается недостаточное развитие слухового восприятия, звукового анализа и синтеза. Часто наблюдаются смещения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме. Оптическая дисграфия обусловливается неустойчивостью зрительных образов, отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками, в различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Примерами типичных смешений являются: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, мл, б-д, п-т, н-к. Моторная дисграфия характеризуется трудностями движений руки во время письма, нарушениями связи моторных образов звуков и слов с их зрительными образами. Дисграфия может быть скорректирована при организации специальных упражнений в чтении и письме. См. также Аграфия, Минимальная мозговая дисфункция.
Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слова и структуры предложения, в нарушении письма, сопровождается заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов. Рассматривается в качестве симптома при алалии, при разных форм афазий, или при недоразвитии речи. В основе дисграфии у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности, наблюдаются неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонетическим (звуковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения – аграфия – полная неспособность к овладению навыком письма.
Дисграфия может быть классифицирована на акустическую, оптическую и моторную. При акустической дисграфии отмечается недостаточное развитие слухового восприятия, звукового анализа и синтеза. Часто наблюдаются смещения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме. Оптическая дисграфия обусловливается неустойчивостью зрительных образов, отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками, в различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Примерами типичных смешений являются: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, мл, б-д, п-т, н-к. Моторная дисграфия характеризуется трудностями движений руки во время письма, нарушениями связи моторных образов звуков и слов с их зрительными образами. Дисграфия может быть скорректирована при организации специальных упражнений в чтении и письме. См. также Аграфия, Минимальная мозговая дисфункция.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.