ДИСКУССИЯ НАУЧНАЯ

Найдено 1 определение
ДИСКУССИЯ НАУЧНАЯ
средство совместного поиска решения к.-л. проблемы путем выдвижения, противопоставления и критич. обсуждения различ. точек зрения. В дискуссии выражается коллективный характер творческой познавательной деятельности, она выступает средством продуктивного общения, коммуникации членов научн. сооб-ва. Без такого общения невозможны разносторонность исследования, критич. оценка полученных рез-тов, всесторонняя проверка и развитие научн. гипотез и теорий. Ни один ученый не может успешно работать, если он не обменивается мнениями с др. исследователями, не вступает с ними в дискуссии, споры, полемику. Дискуссия - особенно эффективное средство научн. поиска в моменты возникновения кризисных и особо сложных проблемных ситуаций в науке. В этих условиях появляется множество альтернативных гипотез и теорий, вследствие чего познание приобретает форму дискуссионного процесса. Через дискуссию реализуется такой познавательный прием, как метод поисковых, пробных решений проблем, заключающийся в построении и апробировании множества возможных ответов на эти проблемы в ситуациях, когда не удается сразу найти достоверный рез-т. В этой форме развития знания проявляется поисковая функция дискуссии. Эффективность дискуссии объясняется тем, что она позволяет подойти к решению проблемы с разных позиций, максимально использовать научн. потенциал многих ученых, привлечь большее количество исходных данных, избежать абсолютизации и ограниченности точек зрения и т. д. Объективная причина дискуссии - противоречивая природа исследуемых объектов и явлений действительности. Присущие им различия и противоположности приводят к появлению противоположных понятий, идей, теорий. Причины дискуссий коренятся также в свойственных науч. познанию противоречиях, парадоксах, антиномиях. Дискуссии могут быть использованы для достижения разных целей - постановки и уточнения проблемы, поиска ее решения, оценки выдвинутой точки зрения, установления степени ее истинности, проверки аргументации, логич. корректности рассуждений, обнаружения новых аспектов проблемы и т. д. Дискуссия тесно вплетается в ткань научн. познания как соц. процесса и поэтому обладает целым комплексом аспектов - соц.-историч., психологич., логико-методологич., информационным, этическим. В соц. плане дискуссия выступает средством и формой коллективного научн. труда в конкретных соц. условиях. От об-ва требуется обеспечение возможности свободного проведения дискуссий по самым разнообразным проблемам, без к.-л. ограничений для конструктивной науч. критики. В ходе дискуссии не должны использоваться в качестве аргументов ссылки на внешние авторитеты, не должно быть места для императивизма, демагогии, наклеивания политич. ярлыков и т.п. Дискуссия развивается как последовательность определенных действий, к-рые образуют ее композиционный план. К этим действиям относятся: определение предмета и цели обсуждения; выбор стратегии дискуссии и построение ее общего плана; формулирование тезисов; их доказательство и критика, сравнение, сопоставление, противопоставление; выявление в рез-тах дискуссии искомой истины; подведение итогов дискуссии, определение нерешенных проблем, задач и направлений дальнейшего исследования. Движущим фактором дискуссии является двойственная процедура, применяемая к каждой предложенной точке зрения и объединяющая в себе два противоположных процесса - доказательство и опровержение. Благодаря этой процедуре удается прийти к правильному решению проблемы. Чтобы быть конструктивной и продуктивной, дискуссия должна проводиться в соответствии с определенными методологич. принципами. К числу этих принципов относится принцип множественности элементов дискуссии (он распространяется не только на выдвигаемые тезисы, но и на исследовательские позиции, подходы, методы, исходные предпосылки) и принцип критицизма (право каждого диспутанта подвергать критич. анализу и обоснованному отвержению предложенные точки зрения). Необходимое условие успешного хода дискуссии, взаимопоии мания ее участников - идентичность исполу зуемых понятий и терминов. Этому же служат следующие правила ее ведения: правильная постановка вопроса и четкое определение предмета спора; осведомленность в отношении обсуж даемой проблемы; ясность и недвусмысленность выдвигаемых положений; недопущение подмены высказанного положения; адекватное восприятие и понимание взглядов оппонентов; проверяемость приводимых доводов; знание логич правил доказательства и опровержения. Важно не только опровергнуть чью-л. т.з., но и понять причины ее ложности. В процессе дискуссии необходимо соблюдать определенные этич. нормы к-рые вместе с названными выше правилами составляют культуру дискуссии. Эти нормы требуют уважительного и непредвзятого отношения к чужому мнению, способности признавать правильность точки зрения партнера и ошибочность своей, готовности изменять под влиянием обоснованной критики свои взгляды или даже отказываться от них, доброжелательной критики т.зр. оппонентов, конструктивного участия в дискуссии, т. е. вынесения на обсуждение таких взглядов, положений и фактов, к-рые способствуют продуктивному развитию спора. К числу важнейших функций дискуссии относятся: 1) генерирующая (выдвижение различн. точек зрения по исследуемой проблеме); 2) селективная (отбор перспективных или более правдоподобных т.зр.); 3) интегрирующая (синтез позитивных элементов обсуждаемых точек зрения и связанных с ними направлений исследования); 4) корректирующая (уточнение, исправление высказанных мнений, понятий, доводов); 5) конституирующая (решение вопроса о принятии или отвержении обсуждаемых точек зрения). Все эти функции характеризуют дискуссию как метод постепенного, сложного, противоречивого, однако прогрессивно развивающегося процесса формирования истины. Как форма дискуссии наиболее распространены полемика (проходящая в острой, конфликтной форме борьба принципиально различн. мнений) и диспут (публичный спор при аудитории, выполняющей роль экспертов или слушателей). Яркими примерами дискуссий в истории науки была длительная дискуссия о природе света между сторонниками корпускулярной и волновой теорий; между Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илером по вопросам эволюции; между А. Эйнштейном и Н. Бором об адекватности квантоме-ханического описания объектов и процессов микромира. Возросла роль дискуссий по соц. и политич. вопросам в России. Изучение этих и др-дискуссий имеет большое образовательное значение, поскольку способствует формированию и развитию творческих способностей и навыков ученых, обществ. и политич. деятелей, их умения выдвигать и отстаивать свое мнение, конструктивно относиться к т.зр. оппонентов. Чит.: Козаржевский А.Ч. Искусство полемики. М., 1972- Аристотель. Топика//Соч. Т. 2. М., 1978; Старостин" Б.А. Эволюция форм дискуссии в истории естествознания//Вопросы филос. 1978, № 8;Ярошевский М.Г. Дискуссия как форма научного общения//Вопросы филос. 1978, №3 - Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. Л., 1980; Роль дискуссии в развитии естествознания. М., 1986. А.С. Майданов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
173.64 кб

Студенческий научно-дискуссионный политический клуб

Шиманская Ольга Константиновна, Ночвина Белла Анатольевна
В статье предлагается анализ деятельности научно-дискуссионного политического клуба «Трибуна» НГЛУ им. Н.А. Добролюбова.
Читать PDF
320.97 кб

К вопросу о границах научной школы(в порядке дискуссии)

Колесникова Марина Николаевна, Бахтина Елена Владимировна
Рассматривается проблема определения границ научной школы на примере состава и структуры научной школы ленинградского библиотековеда В. Ф. Сахарова.
Читать PDF
197.87 кб

Текст как вклад в научную дискуссию: что такое «Фокус»?

Короткина Ирина Борисовна
В статье представлены ключевые характеристики одного из основных конструктов академического письма, который в западной академической традиции называется «фокус».
Читать PDF
1.25 мб

Гендерная социология: от идеи и дискуссий к научной школе

Силласте Г.Г.
В статье анализируется гендерная социология как частная социологическая теория, ее зарождение, формирование и институционализация в научном пространстве и профессиональном сообществе.
Читать PDF
430.96 кб

К вопросу о понятии «Диаспора»: дискуссия в научном сообществе

Кондратьева Тамара Степановна
В статье дается классификация трактовок понятия «диаспора», выдвигаемых российскими исследователями.
Читать PDF
738.65 кб

Социальная справедливость в научных дискуссиях 1990-2010-х годов

Попова Ирина Петровна
Статья представляет собой обзор исследований по проблематике социальной справедливости, проводившихся в России в постсоветский период в различных дисциплинах и опубликованных в виде монографий.
Читать PDF
261.37 кб

Влияние научных дискуссий на практику постсоветской этнополитики

Савва Елена Владимировна
В статье анализируется влияние научных дискуссий на этнополитическую практику постсоветского периода в России.
Читать PDF
361.79 кб

Социальные функции научного знания. К дискуссии об интеллектуалах

Шестакова Марина Анатольевна
Проблема интеллектуалов генетически связана с вопросом о социальных функциях научного знания.
Читать PDF
520.77 кб

Промышленные рабочие и их самосознание в зеркале научных дискуссий

Юрова Ольга Витальевна, Небыков Илья Александрович
Анализируются процессы, происходящие в рабочей среде на современном этапе развития российского общества. Выявляются негативные явления и их последствия.
Читать PDF
184.12 кб

Обучение диалогической речи с использованием жанра научной дискуссии

Вольфсон Марина Евгеньевна
Читать PDF
773.81 кб

Научные семинары-дискуссии как способ овладения риторической компетенцией

Фомина Жанна Васильевна, Кулакова Анна Борисовна
Развитие коммуникативной компетентности молодых специалистов на сегодняшний день приобретает особую значимость.
Читать PDF
562.50 кб

Стратегия тематического контроля медицинской научно-профессиональной дискуссии

Невзорова Мария Сергеевна
В статье анализируются механизмы реализации коммуникативной стратегии тематического контроля. Материалом исследования служат тексты научно-профессиональных дискуссий по актуальным вопросам медицинской практики.
Читать PDF
121.42 кб

Дискуссия о проблемах оценки научных журналов: вводное слово главного редактора

Новиков Дмитрий Александрович
Статья предваряет собой дискуссию о проблемах построения рейтингов научных журналов, проводимую на страницах настоящего выпуска сборника «Управление большими системами» (далее Сборник) в результате рассмотрения редколлегией Сборни
Читать PDF
243.25 кб

Управленческий аспект в образовании как предмет международной научной дискуссии

Певзнер Михаил Наумович, Петряков Пётр Анатольевич
В статье представлены различные подходы к управлению образованием. Подробно рассматриваются взгляды зарубежных ученых, представляющих немецкоязычное и англоязычное пространство.
Читать PDF
344.79 кб

Театрализованные дискуссионные формы в деятельности студенческих научных обществ

Панкова Елена Игоревна
Проанализирован потенциал технологий социально-культурной деятельности, используемых в практике студенческих научных обществ, которые направлены на максимальную активизацию аудитории и обеспечение многостороннего взаимодействия уч