ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ
ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ
от лат. dis - приставка, означающая затруднение, нарушение, расстройство, разделение, утрату чего-либо, и фр. qualification - квалификация) - англ. disqualification; нем. Disqualifikation. 1. Признание Ц-л. или ч.-л. непригодным, ненужным, потерявшим ценность. 2. Абсолютная или относительная утрата индивидом профессиональных знаний, навыков, квалификации и качеств для выполнения определенных задач.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Дисквалификация
(от греч. duV; лат. dis – приставка, означающая затруднение, нарушение, разделение, расстройство, утрату чего-либо и лат. qualitas – качество и facio – делать). Дискваліфікація. Deskilling. 1. Абсолютная или относительная утрата индивидом профессионально-деловых качеств (знаний, умений, навыков), необходимых для выполнения определенных задач. 2. Процесс деградации личности при переходе от сложного к простому труду (т. е. в результате его фрагментации, упрощения путем разложения рабочих заданий на элементарные операции), свойственного, в частности, конвейерному производству. Идея Д. восходит к К. Марксу и в современной западной социологии рассматривается как следствие разрыва в процессе труда между замыслом и исполнением. С позиций теории научного управления, такой разрыв необходим, ибо в его результате значительно повышается производительность труда в целом. Здесь. Как видим, экономическая необходимость, ориентированная на частный интерес и прибыль, приходит в противоречие с социальной необходимостью человека как всесторонне развитой личности. Критика идеи Д. основывается на том, что сама эта идея исходит из идеализации средневекового ремесленника, а в современном индустриальном обществе существует многопрофильность и возможность периодической смены рабочего места, а значит и получение более-менее полного представления о процессе производства. Как представляется, такая критика сама не лишена логического изъяна и игнорирует принцип историзма (хотя бы опыт заводов Форда, где на конвейерах сложный труд превращали в простой и достигали больших успехов). Кроме того, в случае многопрофильности труда и возможности периодической смены рабочего места не ликвидируют разрыв между замыслом и исполнением. А это значит, Д. есть результатом процессе производства, в котором каждый работник низводится к одной из функций производственного процесса и поэтому Человек как некоторая социальная целостность, где физическое не отделено от умственного, распадается на его физические и умственные функции, закрепленные за разными исполнителями, что и приводит профессионализации в одном отношении, и дисквалификации – в другом.