dyslexia), затруднения при чтении, непропорциональные др. интеллектуальным способностям. Считается врожденным нарушением, к-рое воздействует на оперативную память, моторику рук и восприятие, что затрудняет овладение грамотностью. Для Д. типичны ошибки на письме, особенно перестановка букв или слов. Д. ведет к нарушению пространственной ориентации при работе с текстом. Др. проблема Д. связана с тем, что слово представляется таким, как слышится. Последние исследования подтверждают, что Д. сопровождает невралгические нарушения, влияющие на зрение. В Великобритании живут ок. 2,5 млн. людей, страдающих Д., причем совр. ученые доказали, что встречается она у представителей всех классов, а не преимущ. у ср., как считалось ранее.
Дислексия
Дислексия
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Дислексия
частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия часто сочетается с дисграфией (см. Дисграфия), и их общая распространенность среди детей младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием составляет 5 – 11 %.
Чтение – сложный психический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Выделяют следующие ступени формирования навыка чтения: овладение звукобуквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических приемов чтения; синтетическое чтение. Дислексия обычно сочетается с нарушениями устной речи. У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями. К основным симптомам дислексии относятся:
-замены и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких и графически сходных: х-ж, п-н, з-в;
-побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова;
-искажение звукослоговой структуры слова – пропуски согласных и гласных, добавления, перестановки звуков, слогов;
-нарушение понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения или текста;
-аграмматизмы при чтении – нарушение падежных окончаний, согласования слов в словосочетании.
В зависимости от того, функции какого из анализаторов нарушены первично, выделяют акустическую, оптическую и моторную дислексию.
- Акустическая дислексия - связана с недостаточным развитием слухового восприятия, зрительного анализатора. Дети с трудом сливают отдельные звуки в слоги и слова, так как звук (артикулема) не воспринимается ими как сигнал фонемы. Акустические нарушения проявляются и в устной речи детей в виде дизартрии, дислалии.
- Моторная дислексия - обусловливается нарушениями в координированной, взаимосвязанной работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов в процессе чтения. Отмечаются сужение зрительного поля, потеря строки или отдельных слов в строке; дети не могут воспроизводить нужные артикуляционные движения, у них имеются нарушения движений глаз в процессе чтения.
- Оптическая дислексия - характеризуется неустойчивостью зрительного восприятия и несформированностью пространственных представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному; наблюдается частое смешение букв, сходных по начертанию, нарушается узнавание слов при чтении.
Чтение – сложный психический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Выделяют следующие ступени формирования навыка чтения: овладение звукобуквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических приемов чтения; синтетическое чтение. Дислексия обычно сочетается с нарушениями устной речи. У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями. К основным симптомам дислексии относятся:
-замены и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких и графически сходных: х-ж, п-н, з-в;
-побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова;
-искажение звукослоговой структуры слова – пропуски согласных и гласных, добавления, перестановки звуков, слогов;
-нарушение понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения или текста;
-аграмматизмы при чтении – нарушение падежных окончаний, согласования слов в словосочетании.
В зависимости от того, функции какого из анализаторов нарушены первично, выделяют акустическую, оптическую и моторную дислексию.
- Акустическая дислексия - связана с недостаточным развитием слухового восприятия, зрительного анализатора. Дети с трудом сливают отдельные звуки в слоги и слова, так как звук (артикулема) не воспринимается ими как сигнал фонемы. Акустические нарушения проявляются и в устной речи детей в виде дизартрии, дислалии.
- Моторная дислексия - обусловливается нарушениями в координированной, взаимосвязанной работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов в процессе чтения. Отмечаются сужение зрительного поля, потеря строки или отдельных слов в строке; дети не могут воспроизводить нужные артикуляционные движения, у них имеются нарушения движений глаз в процессе чтения.
- Оптическая дислексия - характеризуется неустойчивостью зрительного восприятия и несформированностью пространственных представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному; наблюдается частое смешение букв, сходных по начертанию, нарушается узнавание слов при чтении.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.