ДИВЕРГЕНЦИЯ ЦЕЛЕЙ (ДЦ)

Найдено 1 определение
ДИВЕРГЕНЦИЯ ЦЕЛЕЙ (ДЦ)
понятие, введенное в теорию организации и организационного поведения Г.А Саймоном для обозначения эффекта снижения управляемости организации, порожденного превращением, в процессе организационного развития, глобальных целей организации в значительно более широкую группу, обеспечивающую локальные цели. Процесс, в соответствии с функциональной методологий Р. Мертона, описывается Г. Саймоном как неустранимая социально- организационная дисфункция. Так как, будучи негативным процессом, с точки зрения проблемы снижения управляемости организации, она, в то же время, является, во-первых, неизбежным эффектом, сопровождающим организационное развитие, а во-вторых, фактором, стимулирующим процесс самого развития организации.
Природу протекания этого процесса, а так же причину возникновения и развития организации, Г. Саймон связывает с положениями своей концепции ограниченной рациональности. Он исходит из представления, что в силу человеческой природы (ограниченной рациональности), человек в позиции управленца, не в силах справиться «со сложностью тотального окружения», и, в итоге, он вынужден фракцировать и сегментировать внешнюю среду организации на составляющие, и специализировать разнородных специалистов на работе с каждым из сегментов. Итогом процесса сегментации внешней среды организации и закрепления для работы с каждым сегментом соответствующих подразделений, является разложение глобальных целей на систему локальных вспомогательных целей, привязанных к работе с названными сегментами. Продуктом этого является профессиональная и структурная дифференциация в организации. Проблема же снижения управляемости в процессе развития диктуется следующим. По мере профессионализации разных деятельности групп и институционализации организационных отношений, профессиональные группы и подразделения, закрепленные за теми или иным сегментами внешней среды, работники каждого из подразделений утрачивают способность воспринимать, во-первых, цели других подразделений, во-вторых, глобальные цели организации, для реализации которых они были созданы. По мере профессионализацию, они начинают отфильтровывать и отбрасывать всю информацию, лежащую вне предмета их деятельности. Считая ДЦ одной из неустранимых дисфункцией, сопровождающей процесс организационного развития, Саймон предлагает ряд мероприятий направленных на снижение и смягчение этого эффекта. В числе таковых: а) централизация управления, б) привлечение представителей разных подразделений к подготовки стратегических решений; в) подбор в специализированные подразделения специалистов разных предметных ориентаций и специальностей. См. также: Организационное развитие, Внешняя среда организации.
Лит.: Гвишиани Дж.М. Организация и управления. М., 1998; Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А.. Менеджмент в организациях. М., 1995; Саймон Г.А. Теория принятия решения в экономической теории и наука о поведении // Теория фирмы. СПб., 1995; Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М., 2000. В.В. Щербина

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.