ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
тип организационной структуры, возникший в отдельных западных фирмах еще в 20-х гг. XX в. и получивший широкое распространение с 50-х гг. в тех диверсифицированных крупных и сложных коммерческих организациях, которые действуют в условиях развитого, перенасыщенного и сильно сегментированного рынка, высокой конкуренции и, следовательно, в ситуации высокой неопределенности (см.: Диверсификация в организации; Сложные организации; Ситуация высокой неопределенности).
Д. С. О. характеризуется многосекционностью, высокой автономией профильных (обычно коммерческих) подразделений, низкой централизацией управления. В основе построения формальной структуры лежит географический принцип департаментализации, причем та версия, согласно которой структура организации формируется на основе выделения базовых подразделений, специализирующихся на разных секторах продуктового рынка (см.: Структура организации; Департаментализация).
Отличительной чертой Д. С. О. является то, что фирма, имеющая подобную структуру, состоит из нескольких достаточно автономных хозяйственных единиц – отделений, каждое из которых ориентировано на деятельность в своем секторе продуктового рынка и выступает по отношению к организации «центром прибыли». В развитой фирме каждое из отделений выполняет функции, характерные для линейно-штабной структуры, т. е. имеет подразделения маркетинга, производства, научно-исследовательских и проектных разработок (см. Функциональная структура управления). В идеале число отделений в фирме должно быть равно числу секторов продуктового рынка, которые обслуживает данная организация. Д. С. О., по мнению ряда специалистов, формируется в результате трансформации и диверсификации линейно-штабной структуры, ее приспособления к условиям динамичного перенасыщенного рынка.
В классическом варианте каждое отделение представляет собой достаточно автономную по отношению к общему руководству организации хозяйственную единицу. Управляющий отделением наделен всей полнотой власти и ответственен за эффективную деятельность отделения (см. Власть в организации). Фирма состоит из нескольких отделений. Во главе ее, как правило, стоит коллективный орган – совет директоров, в который входят руководители отделений. Общее руководство фирмы и ее центральный аппарат отвечают за назначение управляющих, уровень их квалификации, распределение ресурсов, разработку общей стратегии, выполняют ограниченные функции контроля по итогам деятельности отделений. Кроме того, они изыскивают источники финансирования и утверждают финансовые планы отделений.
Функция, выполняемая центром, иногда именуется координацией в сфере автономии (А. Чендлер мл.). Основными достоинствами классического варианта Д. С. О. являются ориентация организации на потребности каждого сектора рынка, повышение уровня конкурентных реакций фирмы, а основными недостатками – снижение эффекта синергии (см. Синергический эффект) в результате дублирования структур в каждом отделении, повышение себестоимости продукции, слабый контроль за отделениями со стороны центра.
В процессе развития Д. С. О. претерпела некоторые трансформации. В числе наиболее важных отметим, во-первых, создание в ряде наукоемких организаций с ярко выраженной инновационной направленностью (см. Инновационные концепции развития организации) дополнительного «центра прибыли», получившего название матричной структуры (см. Матричная (проектная) структура организации), во-вторых, введение в рамках организации т. н. двойной структуры, предусматривающей выделение двух центров управления, один из которых ориентирован на получение прибыли и осуществление повседневной хозяйственной деятельности, а другой – на стратегическое развитие фирмы (см.: Стратегия организации; Планирование).
Процесс формирование Д. С. О. стал объектом изучения ряда специалистов. Так, согласно концепции А. Чендлера Д. С. О. сформировалась в результате развития менеджмента в организациях, практически полного вытеснения их владельцев из практики управления и ориентации на укрупнение и развитие организаций в условиях динамичного сегментированного рынка. По другим представлениям, возникновение Д. С. О. – это результат одного из двух противоположных типов реакции менеджеров организаций на рыночные и технологические давления внешней среды — творческой инновации и т. н. позитивной стратегии развития, связанной с созданием новых видов деятельности в связи с растущими потребностями рынка и поиском новых рынков (см. Позитивная и оборонительная стратегия).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000