ДОББЕЛЁР КАРЕЛ

Найдено 1 определение
ДОББЕЛЁР КАРЕЛ
(р. 1933) - бельгийский социолог, исследователь религии, профессор и генеральный секретарь Центра социологических исследований Католического университета в Лувене. В 19781982 гг. возглавлял Двадцать второй исследовательский к ом и т е т (Research Committee 22 - Sociology of Religion) Международной социологической ассоциации, в 1983-1991 гг. был президентом Международного обгцес т в а социологии религии, член Ассоциации согщологии религии. Наибольшую научную известность Д. принесли его исследования феномена пилларизации и проблем секуляризации современного общества. К изучению пилларизации Д. обратился в начале 1970-х годов, рассматривая социальные аспекты религиозной, преимущественно христианской благотворительности («Масштабы христианского института благотворительности », 1975, в соавт.). Совместно с Войе он исследовал влияние пилларизации на структуру бельгийского общества с 1960-х годов на примере католических политических и профсоюзных организаций, образовательных и медицинских учреждений, средств массовой информации и т. д. Исследование показало, что доктринальные и богослужебные обновления в католицизме после Второго Ватиканского собора, вопреки опасениям традиционалистов, не ослабили церковного авторитета, поскольку благодаря им организации религиозные стали более активно участвовать в решении повседневных жизненных нужд верующих (статья «Секуляризация и пилларизация», 1978, в соавт.). К этой теме Д. неоднократно возвращался и впоследствии (статья «Секуляризация. пилларизация, религиозное участие и религиозные изменения в слаборазвитых странах», 1988 и др.), обратив внимание на тенденцию перехода пилларизации в плюралистическую структуру так называемого постсовременного общества (в соавт. с Л. Войе статья «От пилларизации к постсовременности», 1990). В 1981 г. выходит труд Д. «Секуляризация: концепция многомерности», в котором были обобщены сложившиеся к тому времени трактовки причин и роли современной секуляризации и изложена его собственная позиция в этих вопросах. Согласно объяснению Д., действительное состояние секуляризации определяется тремя основными измерениями. Первое измерение - преобладающее присутствие светского начала («лаицизация») во всех социальных институтах, в политике и экономике, вытеснение из них любых форм религиозного влияния. Вторым измерением выступает ослабление внутренней интеграции объединений религиозных (утрата единообразия в толковании вероучения, модернизация культа религиозного, организационная диффузность). Третье измерение указывает на снижение религиозности верующих- уменьшение религиозного влияния на их повседневное сознание и поведение, низкий уровень вероучительных знаний и участия в действиях религиозных, выход из церковного членства. Все эти измерения тесно сопряжены между собой, что затрудняет их дифференцированное выявление. Однако признаки каждого из них вполне поддаются установлению путем эмпирических исследований. Взгляды Д. на исследование секуляризационных процессов получили развитие во многих его последующих работах (среди них - серия статей под общим названием «Теории секуляризации и социологические парадигмы», 1984-1985; статьи «Некоторые тенденции европейской социологии религии: дебаты о секуляризации», 1987; «О перспективе интеграции в подходах к дескриптивной концепции секуляризации», 1990). Теоретическую работу Д. сочетал с полевыми исследованиями динамики религиозности населения Бельгии, результаты которых изложены им в коллективных трудах «Бельгия и ее боги» (1985), «Бельгийцы, удачливые и довольные» (1992). Он также содействовал Уилсону в анализе распространения буддийских общин в Великобритании (1994). Будучи президентом Международного общества социологии религии и позднее, Д. неоднократно высказывался об актуальных задачах и направлениях социологического изучения религии (статьи «Альтернативный подход к социологии религии в Европе», 1989; «Религия в Европе и Северной Америке », 1995).

Источник: Социология религии. Словарь.