вид труда, направленного на общественно значимые цели и осуществляемого безвозмездно.
Понятие Д. т. введено в научный оборот на рубеже XX—XXI вв. и активно используется российскими учеными. Д. т. является основой любого обществ, движения. Его особенности: гражданская мотивация, связанная с потребностью активного включения в сообщество, в советское время — своего рода обязанность «сознательного советского человека», в религиозном мировосприятии — служение ближним, в так называемых совр. об-вах — это осознание долга перед сообществом от узкого (поселенческого) до мирового сообщества (добровольцы — врачи, учителя и др., выезжающие в развивающиеся страны, на места бедствий).
Д. т. и формируемые им отношения — базис гражданского об-ва, организацию которого осуществляют некоммерческие негосударственные объединения и ассоциации граждан (так называемый третий сектор).
Центральным мотивом Д. т. является сама деятельность, направленная на помощь другим, на основе чувства ответственности за сообщество и/или из религиозных убеждений. Вполне законным считается также извлекать из добровольческой деятельности выгоду для себя. В этом случае мотивация Д. т. рассматривается с позиций теории обмена, соотношения эгоистических и альтруистических побуждений. Как правило, Д. т. тесно связан с профессионализацией. Среди добровольцев, работающих в одной сфере, появляется группа, желающая сделать свою деятельность профессиональной; происходит институциализация новой профессии. Так, в США возникли новые профессии в сфере соц. услуг, соц. обеспечения. Статус добровольца является предпрофессиональным и позволяет получить новый опыт, связи, проф. подготовку, войти в новую соц. группу. На масштабы Д. т. влияют два фактора: наличие в об-ве социально и экономически самодостаточных граждан, готовых трудиться на благо сообщества (мирового, национально-культурного, местного) и организационно-экономич. и соц. поддержка гос. структур и обществ, мнения.
В совр. России институт добровольчества формируется с начала 90-х гг. XX в. и развит слабо, он пока не стал нормой культуры. В СССР был широко распространен труд на добровольных началах (субботники, тимуровская помощь), в силу его организации и ресурсной поддержки со стороны гос-ва. В развитых странах Запада Д. т. стал соц. нормой: исследования, проведенные в 22 странах, показывают, что суммарное количество времени труда волонтеров эквивалентно труду 10.5 млн. человек, работающих полный рабочий день (Д. Смит, 2001 г.). Труд добровольцев становится все более значимым ресурсом развития мирового сообщества. ООН в своих резолюциях настоятельно рекомендовала всем гос-вам включать добровольчество компонентом в нац. стратегии социально-экономич. развития государств для минимизации нищеты, предотвращения бедствий, соц. интеграции, преодоления соц. неравенства и дискриминации.
См. также: Наемный труд, Принудительный труд, Свободный труд.
Лит.: Кудринская Л. А. Добровольческий труд как объект и предмет социологической науки // Перспективные направления развития теоретической социологии в России рубежа XX— XXI вв. / Под ред. В. А. Мансурова, И. Григорьева. — Москва; Барнаул: АРНЦ СО РАО, 2003; Смит Д. Добровольцы — капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. Июнь. 2001; Шекова Е. Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и России // Социологические исследования. 2002. № 3; Шлихтер А. А. Некоммерческие организации и добровольческий труд в США // Труд за рубежом. 2000. № 4.
А. Кудринская
ДОБРОВОЛЬНЫЙ (ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ) ТРУД
ДОБРОВОЛЬНЫЙ (ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ) ТРУД
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.