двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. При заключении таких договоров ссылаются на Конституцию Российской Федерации, где отмечается, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Применительно к тем договорам, которые могут быть заключены, следует иметь в виду еще одну специальную норму п. 2 ст. 78, где регулируется передача полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ. Такая передача полномочий может осуществляться только в том случае, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Таким образом, в упомянутых статьях Конституции устанавливается, что при заключении договоров и соглашений по вопросам делегирования полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в иерархии правовых актов Конституция имеет высшую юридическую силу на всей территории Российской Федерации (см. также ст. 15 Конституции РФ). Российская Федерация, как и любая другая федерация, является не союзом государств, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело — многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Федеративный договор. Сегодня этот договор в части, не противоречащей Конституции РФ, наряду с Конституцией РФ лежит в основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. С 1994 г. широко распространилась практика двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Начало практике двусторонних договоров положил Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г. Этот договор наряду с Конституцией РФ является основой отношений Российской Федерации и Республики Татарстан, не подписавшей в свое время Федеративный договор. Этот договор стал итогом напряженных и продолжительных переговоров. В результате была снята напряженность в отношениях между федеральными и республиканскими органами власти, а Татарстан остался в общем политико-правовом пространстве Российской Федерации и субъектов Федерации. Однако этот договор, по мнению специалистов, не снял серьезных противоречий между Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан.
Так, из ст. 61 Конституции Республики Татарстан следует, что республика рассматривает себя как «суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией — Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». Указанное положение противоречит Конституции РФ, в которой закреплено равноправие субъектов и не предусматривается особого статуса для отдельных субъектов. Татарстан, как и другие республики, согласно ст. 65 Конституции РФ находится в составе Российской Федерации. В ст. 50 Конституции Республики Татарстан указывается, что она «самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально-культурного строительства». Это противоречит п. 1 ст. 66 Конституции РФ, где указывается, что «статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики».
В Договоре в обход федеральной конституции закреплено право Татарстана на самостоятельную судебную систему, фактически не связанную с федеральной. Судьи республики избираются парламентом этой республики (по федеральному закону — назначаются Президентом). В соответствии с договором, органы власти республики имеют право самостоятельно осуществлять внешнеполитическую деятельность, и это привело на практике к заключению Татарстаном договоров с правительствами ряда стран в обход соответствующих федеральных министерств. Определенные отступления от Конституции РФ имеются и в договоре с Республикой Башкортостан, Правда, в этом документе признается, что Башкортостан является полноправным субъектом Российской Федерации, другие договоры в целом соответствуют Конституции Российской Федерации, определяя льготы и преимущества в некоторых сферах отношений. Начиная с 1996 г, договоры стали заключаться между Российской Федерацией и некоторыми областями и краями.
Разумеется, цель этих договоров не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией РФ, Скорее всего, договоры следует расценивать как попытку решить назревающие между центром и отдельными регионами проблемы или ослабить их остроту. Договоры отнюдь не направлены на уравнивание в правах субъектов Федерации; напротив, они скорее создают еще большую дифференциацию между регионами. Но ослабление остроты отношений между Федерацией и отдельными ее субъектами путем подписания договоров может обострить отношения с другими субъектами Федерации. Распространяющаяся практика договорных отношений может в конечном счете нанести ущерб провозглашенным в Конституции РФ принципам федерализма. Так, отношения Российской Федерации и Татарстана де-юре можно охарактеризовать как симбиоз конфедеративных и федеративных отношений.
Однако договорная практика, судя по всему, себя исчерпала. Лишь подготовлены новые Договоры между РФ и Республикой Татарстан, а также Чеченской республикой. Но в целом практика подписания подобных договоров прекращена.
ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.