финансовый результат производственной деятельности транспортных пр-тий; они представляют собой сумму средств (тарифных платежей и сборов), полученных транспортным пр-тием за выполненные перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, оказанные отправителям грузов и пассажирам дополнительные услуги по перевозкам и пользование имуществом транспорта. Доходы от перевозок учитываются по источникам поступления: от перевозок грузов, пассажиров, багажа и пр. Понятие доходов совпадает с понятием выручки, представляющей собой стоимостное выражение продукции, предоставленной транспортным пр-тием. Объем доходов зависит от объема выполненной транспортной работы и услуг, размера транспортных тарифов и цен на услуги.
Все виды оплаты и сборов, взыскиваемых за перевозку грузов, отмечаются в документе, сопровождающем груз в пути: дорожные и передаточные ведомости, багажные и другие квитанции, товарно- транспортные накладные. Д. от п. пассажиров учитываются по моменту продажи билета, а также по моменту оказания дополнительных услуг. При учете Д. от п. грузов принимаются во внимание два обстоятельства: оплата за перевозку грузов взыскивается транспортным пр-тием в момент приема груза к перевозке, а окончательное уточнение размера оплаты и перерасчет с грузовладельцем производятся на станции (пристани) выдачи груза; в процессе перевозок могут принимать участие несколько транспортных пр-тий (перевозки в прямом сообщении, перевозки в смешанном сообщении). В связи с этим производится соответствующий перерасчет (перераспределение) доходов между транспортными пр-тиями пропорционально объему выполненной транспортной работы- между управлениями железных дорог, управлениями железных дорог и речными пароходствами, а также между морскими и речными пароходствами. Осн. задачи статистики Д. от п.: систематическое наблюдение за выполнением плана по доходам, их динамикой и структурой; выявление влияния отдельных факторов, вызвавших отклонение фактических показателей от плановых и показателей предыдущих периодов.
При изучении выполнения плана по доходам необходимо использовать их группировку по видам сообщения (плавания), роду грузов, дальности перевозок. Так, напр., доходные поступления от перевозки грузов на ж.-д. транспорте подразделяются на доходы: междунар. сообщения; междудорожного сообщения; внутридорожного (местного) сообщения. Доходные поступления для всех типов сообщения учитываются в т.ч. и по видам грузов. При статистическом анализе доходов транспортных пр-тий размер Д. от п. сопоставляют с объемом выполненной транспортной работы. В результате определяется показатель средней величины доходов, приходящихся на единицу транспортной работы, или т.н. средняя доходная ставка. Средняя доходная ставка определяется формулой:
img width="199" height="69" src="/upload/content/1582184185_28.files/image275.jpg"
P - объем транспортной работы, т км (или пасс.-км). Средняя доходная ставка определяется на 1 т км (или на 10 т км) по перевозкам груза, а также на 1 пасс.-км (или 10 пасс.-км) по перевозкам пассажиров. Абсолютное изменение суммы доходов зависит от изменения средней доходной ставки и объема выполненной транспортной работы и определяется индексным методом. Абсолютное изменение суммы доходов от грузовых перевозок: а) за счет изменения средней доходной ставки-
img width="164" height="40" src="/upload/content/1582184185_28.files/image276.jpg"
где d 2 и d 1– средняя доходная ставка соответственно в отчетном и базисном периодах; P 2 – грузооборот в отчетном периоде, т км; б) за счет изменения объема транспортной работы-
img width="212" height="40" src="/upload/content/1582184185_28.files/image277.jpg"
грузооборот в базисном периоде. Аналогично с использованием индексного метода определяется абсолютное изменение суммы доходов от пассажирских перевозок за счет отдельных факторов. При дальнейшем анализе доходов целесообразно выявить влияние осн. факторов, обеспечивших изменение средней доходной ставки. К числу этих факторов относятся: соотношение в структуре грузооборота (пассажирооборота) отдельных видов грузов (пассажиров), перевозимых в отчетном периоде по более высоким или более низким тарифам; изменение тарифов на перевозки; изменение дальности перевозок, так как при наличии дифференцированных тарифов при разных расстояниях перевозки взимается различная плата за км.