ДОМАШНИЙ ТРУД
Домашний труд
(household chores) — форма трудовой деятельности, направленная на удовлетворение потребностей семьи. Домашний труд является одним из видов социально-полезного и производительного труда, который закладывает основы человеческого и социального потенциала страны.29 Домашняя работа: поход в магазин за покупками, ремонт бытовой техники, приготовление еды, уборка дома/мытье посуды, стирка одежды, уход за детьми/пожилыми/больными и т.д. – способствуют развитию ребенка, влияет на благосостояние семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
ДОМАШНИЙ ТРУД
DOMESTIC LABOUR) Этот термин обозначает те задачи домохозяйства, каждодневное выполнение которых необходимо для его поддержания. В числе этих задач: приготовление пищи, уборка, забота о детях, уход за больными и пожилыми людьми. Домашнее разделение труда, то есть распределение домашних задач между мужчинами и женщинами, отличается особым неравенством — женщины несут на себе гораздо большее бремя. Использование в домашнем хозяйстве различного рода машин незначительно облегчило положение женщин — часто эти нововведения означали передачу домашних задач по мере их механизации от мужчины к женщине, причем члены семьи начинали ожидать от женщин соответствия более высоким стандартам. Рост женской занятости вне дома не изменил этого разделения: женщины, наряду с работой вне дома, продолжают выполнять те же домашние обязанности. Даже когда мужчины становятся безработными, женщины по-прежнему выполняют большую часть домашнего труда. Тем не менее, существуют некоторые данные о том, что соотношение объемов домашней работы, выполняемой мужчинами и женщинами, меняется. Одно из исследований (Gershuny, 1992) показало, что в период с 1974-1975 по 1987 гг. мужчины, жены которых были заняты в течение полного рабочего дня, удвоили количество времени, проводимое за приготовлением пищи и уборкой, хотя женщины продолжали нести в этом отношении основную нагрузку. Разделение домашнего труда между мужчинами и женщинами воспроизводится и в условиях найма, поскольку женщины и в этом случае занимаются как правило рутинной и плохо оплачиваемой работой. Кроме того, домашняя работа женщин в основном бесплатна, хотя очевидно, что для существования успешной экономики и общества необходимо, чтобы людей кормили и заботились о них, не говоря уже о воспроизводстве. Этот очевидный парадокс объяснялся двумя способами. Во-первых, утверждалось, что женщины эксплуатируются мужчинами, которые бесплатно пользуются предоставляемыми им услугами. Второе объяснение, предложенное рядом исследователей, заключалось в том, что женский труд и институты семьи в целом выполняют при капитализме определенную социальную функцию по питанию рабочих и уходу за ними (это касается также будущих рабочих), осуществляемую без каких-либо затрат, что означает эксплуатацию женщин капиталом. Обе эти интерпретации, в известном смысле, верны. Женский домашний труд воспроизводит неравенство между мужчинами и женщинами и субсидирует экономику. См. также: Женщины и работа; Нуклеарная семья; Патриархат; Половые роли; Симметричная семья; Супружеские роли. Лит.: Morris (1990)
Источник: Социологический словарь
ДОМАШНИЙ ТРУД
форма трудовой деятельности, связанная с уходом за детьми, домом и приусадебным участком.
Д. т. отличается по объему и содержанию для домохозяйств, состоящих из одного человека или из семьи, в квартире или доме с садом. Он имеет несколько стадий, соответствующих стадиям жизненного цикла семьи или домохозяйства, может осуществляться членами семьи или наемными работниками.
В России, за редким исключением, Д. т., как правило, выполняется женщинами вне зависимости от их статуса на рынке труда. В связи с этим говорят о несправедливом распределении обязанностей по полу, поскольку из двух работающих супругов домашние заботы лежат прежде всего на женщине. Вместе с тем сами женщины по-разному оценивают свою роль в работе по дому: одни считают ее той сферой, где они могут реализовать себя, свои власть, умения и способности, другие полагают ее скучной и монотонной, утомительной и закабаляющей.
С целью повысить престиж Д. т. в 1970-х гг. экономисты пытались рассчитать стоимость каждого вида деятельности (напр., уборка, мытье посуды, планирование бюджета, работа в саду и пр.). Однако при всей его высокой экономич. ценности Д. т. по-прежнему имеет низкий соц. престиж. Существует объяснение, согласно которому Д. т. относится к женщинам вследствие того, что мужчины имеют больше возможностей на рынке труда, получают более высокую зарплату; и семья выигрывает, если именно жена работает по дому, а муж занят вне дома. Однако эта теория не задается вопросом о том, как семья приходит к такому решению и почему труд женщин оценивается в рыночных условиях ниже, чем мужской. Даже в условиях технологич. усовершенствования время, затрачиваемое на Д. т., не уменьшилось. Кроме того, несмотря на то что технологич. изменения трансформировали структуру Д. т., они никак не повлияли на распределение домашних обязанностей по полу. Если женщины и расходуют меньше сил и времени на Д. т., то происходит это в силу совсем других причин: растут давление инфляции и участие женщин на рынке труда, уменьшаются размеры домохозяйств, распространяются идеи эгалитаризма и феминизма.
Сравнительные исследования показывают, что в России, как и на Западе, женщины продолжают отвечать за традиционные обязанности в доме, но практика совместного ведения домашних дел растет. Покупки, уборка квартиры, мытье посуды, ведение семейного бюджета, планирование досуга и забота о престарелых родителях сейчас ложатся на плечи не только женщин, но и мужчин. Кроме того, принятие решений по семейным проблемам в значительной мере осуществляется супругами совместно. К 2004 г. в России исследования фиксировали случаи доминирования женщин в материальном обеспечении семьи и занятия мужчин, имеющих низкий заработок или потерявших работу, Д. т.
См. также: Гендерное разделение труда, Домашний труд по найму, Естественное разделение труда.
Лит.: Римагиевская H., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 г. — М.: «Academia», 1999; Hall R.H. Sociology of Work. Perspectives, Analyses and Issues. — London; New Delhi: Pine Forge Press, 1994.
E. P. Ярская-Смирнова
Д. т. отличается по объему и содержанию для домохозяйств, состоящих из одного человека или из семьи, в квартире или доме с садом. Он имеет несколько стадий, соответствующих стадиям жизненного цикла семьи или домохозяйства, может осуществляться членами семьи или наемными работниками.
В России, за редким исключением, Д. т., как правило, выполняется женщинами вне зависимости от их статуса на рынке труда. В связи с этим говорят о несправедливом распределении обязанностей по полу, поскольку из двух работающих супругов домашние заботы лежат прежде всего на женщине. Вместе с тем сами женщины по-разному оценивают свою роль в работе по дому: одни считают ее той сферой, где они могут реализовать себя, свои власть, умения и способности, другие полагают ее скучной и монотонной, утомительной и закабаляющей.
С целью повысить престиж Д. т. в 1970-х гг. экономисты пытались рассчитать стоимость каждого вида деятельности (напр., уборка, мытье посуды, планирование бюджета, работа в саду и пр.). Однако при всей его высокой экономич. ценности Д. т. по-прежнему имеет низкий соц. престиж. Существует объяснение, согласно которому Д. т. относится к женщинам вследствие того, что мужчины имеют больше возможностей на рынке труда, получают более высокую зарплату; и семья выигрывает, если именно жена работает по дому, а муж занят вне дома. Однако эта теория не задается вопросом о том, как семья приходит к такому решению и почему труд женщин оценивается в рыночных условиях ниже, чем мужской. Даже в условиях технологич. усовершенствования время, затрачиваемое на Д. т., не уменьшилось. Кроме того, несмотря на то что технологич. изменения трансформировали структуру Д. т., они никак не повлияли на распределение домашних обязанностей по полу. Если женщины и расходуют меньше сил и времени на Д. т., то происходит это в силу совсем других причин: растут давление инфляции и участие женщин на рынке труда, уменьшаются размеры домохозяйств, распространяются идеи эгалитаризма и феминизма.
Сравнительные исследования показывают, что в России, как и на Западе, женщины продолжают отвечать за традиционные обязанности в доме, но практика совместного ведения домашних дел растет. Покупки, уборка квартиры, мытье посуды, ведение семейного бюджета, планирование досуга и забота о престарелых родителях сейчас ложатся на плечи не только женщин, но и мужчин. Кроме того, принятие решений по семейным проблемам в значительной мере осуществляется супругами совместно. К 2004 г. в России исследования фиксировали случаи доминирования женщин в материальном обеспечении семьи и занятия мужчин, имеющих низкий заработок или потерявших работу, Д. т.
См. также: Гендерное разделение труда, Домашний труд по найму, Естественное разделение труда.
Лит.: Римагиевская H., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 г. — М.: «Academia», 1999; Hall R.H. Sociology of Work. Perspectives, Analyses and Issues. — London; New Delhi: Pine Forge Press, 1994.
E. P. Ярская-Смирнова
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
ДОМАШНИЙ ТРУД
domestic labour) — 1. Многочисленные, часто рутинные задачи, включая работу по дому и присмотр за детьми, служащих поддержанию домашнего хозяйства. В большинстве современных обществ такой труд не оплачивается, приватизирован и основан на тендерных ролях. Женщины отвечают прежде всего за выполнение этой роли обслуживания, а также за удовлетворение физических и эмоциональных потребностей семьи. 2. (Марксизм) особые формы труда в домашнем хозяйстве или предприятии, которые производят скорее "потребительные стоимости", чем "меновые стоимости" (см. Потребительная стоимость и меновая стоимость). Представление домашнего хозяйства или семьи как способа производства и изучение его характеристик в качестве социально-экономического объекта предполагает пересмотр расхожего представления о доме, как учреждении, отделенном от рыночной политической экономии. Понятие домашнего труда высвечивает соединения между миром дома (частная сфера) и миром фабрики — ведомства (публичная сфера) (см. также Частная и публичная сферы). В любом из значений домашний труд обслуживает экономику - крытыми идеологией семьи и частной жизни способами. Это — область культурного воспроизводства и социального воспроизводства — дети выращиваются и испытывают на себе заботу как члены семьи, а также включаются в экономику как рабочие. Женщины в основном обслуживают мужчин, оказывая персональные услуги, которые не считаются или не вознаграждаются, подобно "реальной работе". Несмотря на свое значение в национальной экономике, домашний труд обычно не включается в валовой национальный продукт. Вот почему некоторые послевоенные женские группы, видевшие в домашнем труде существенный аспект угнетения женщин, выдвигали требования о заработной плате за работу по дому. До публикации "Социологии работы по дому" А. Оукли (1974) социология труда и социология организаций игнорировали эту область жизни. Другим аспектом проблемы в рамках разделения труда по половому признаку является двойное бремя труда женщин, поскольку они и трудятся по найму, и выполняют неоплачиваемую домашнюю работу. Их первостепенная ответственность за дом — ключевой фактор усиления их эксплуатации и подчинения в публичной сфере. Это — очевидная истина в истории, но, начиная с 19-го столетия в Европе, она была усилена отделением дома от труда и созданием понятия домохозяйки: замужней женщины, чья первичная роль связана с домашним трудом, а вторичная — с оплачиваемой рабой на стороне. В среде высших и средних классов Англии викторианской эпохи это стало идеалом, к которому стремились и другие классы, но нечасто могли его достичь из-за экономической необходимости в наличии более чем одного жалованья или зарплаты для семьи. Когда домашние хозяйства приносили основной доход или обеспечивали сами себя, женщины часто играли важную экономическую роль, помимо домашней. Давыдофф и Холл (1987), например, показывают довольно сильную зависимость предпринимателей мужчин в Бирмингеме в начале 19-го столетия от неоплачиваемого труда их жен по ведению бизнеса. Только позднее, с расширением Дела, развитием новых условий и обустройством домов в новых предместьях, жены перестали участвовать в делах мужей и посвяти-Ди себя роли домохозяек. С 1970-х гг. попытки разработать политический анализ работы по дому и присмотру за детьми в капиталистическом обществе оказались в центре дискуссий о домашнем труде, прежде всего в связи с Работами С. Джеймса (1974) и М. Даллы Косты (1972), применившими итальянскую теорию социального капитала, подчеркнув важность анализа не только положения наемных рабочих, но и неоплачиваемых. Джеймс и Далла Коста утверждали, что последние имеют право на заработную плату и что именно домохозяйки в первую очередь должны требовать ее за работу по дому. Ведь различие между производительным и непроизводительным трудом политически излишне и работа по дому производит прибавочную стоимости труды вызвали два марксистских ответа. Один стремился исследовать значения кампании по выдвижению требования зарплаты, а другой сосредоточился на сомнениях относительно прибавочной стоимости. Дебаты о домашнем труде связаны с теми значениями, в которых марксистские категории могут использоваться для объяснения разделения труда в доме и вопроса о том, является ли приватизация такого труда необходимой особенностью капитализма. Они играли определяющую роль в выяснении двойственной природы женского труда и в демонстрации его применимости к капитализму Центральной их темой был характер отношения неоплачиваемые членов рабочего класса к наемным рабочим и к "семейной зарплате". Однако они потерпели неудачу в объяснении того, почему именно женщины, а не мужчины отвечают за домашнюю работу. Майлз (1986) доказывает, что дебаты не коснулись целого ряда важных проблем: полового господства, а также, каким образом интересы женщин и мужчин одного класса могут быть противоположными Дискуссии концентрировались на том, что принято считать общими интересами женщин и мужчин из рабочего класса, но тем самым уклонились от рассмотрения той роли, которую сыграло мужское насилие в подчинении женщин в доме, не сумев раскрыть нехватку времени для досуга у женщин по сравнению со временем у мужчин, положение детей и роль мужского контроля над женской сексуальностью в воспроизводственной способности. Они также не смогли оценить вклад, внесенный радикальными феминистками в анализ отношения между полом и классом. Наконец, попытки феминисток исследовать фактически универсальное угнетение женщин были охарактеризованы как внеисторические работы по замене классового анализа социальных отношений анализом пола Важно, однако, признать, что социальный класс, пол, а также раса — интерактивные особенности развитого капитализма, действительные в большинстве обществ.
Источник: Большой толковый социологический словарь