Доступ к информации

Найдено 1 определение
Доступ к информации
(англ. access to the information) В широком понимании возможность получения информации и ее использования. Следует разграничивать доступ к информации со стороны профессиональных медиаструктур (прежде всего СМИ) и со стороны рядовых потребителей медиа. В первом случае речь идет о возможности получать искомые сведения, необходимые для производства контента, во втором – уже о возможности получать искомый контент. На разных исторических этапах в разных странах оба вида доступа к информации характеризуются неодинаковым уровнем легкости/трудности. Отчасти категория доступности информации сопряжена с категорией свободы слова. Любая форма цензуры является объективным ограничителем доступа к информации. С технической точки зрения под доступом к информации подразумевается достаточность имеющихся средств коммуникации и пользовательских прав. Этот аспект является важным для обеспечения информационной безопасности. Предотвращение несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, копирования или уничтожения данных в эпоху цифровых технологий и сетевых сообществ становится все более сложной задачей. К наиболее острым проблемам в настоящее время относится защита личных данных, коммерческих тайн, государственных секретов и других конфиденциальных сведений, а также интеллектуальной собственности. В то же время недостаточность средств коммуникации, имеющихся у пользователя, создает отдельную проблему, поскольку технически ограничивает его доступ к информации, что сильно затрудняет существование человека в современном мире. На правовом уровне доступ к информации регулируется рядом нормативных актов и служебных документов разного уровня и профиля – законов, кодексов, указов, распоряжений, инструкций, регламентов, положений и др. При некоторых обстоятельствах (военных действиях, террористической угрозе, массовых беспорядках и др.) доступ к определенной информации может быть ограничен регулирующими органами на установленный срок или бессрочно. Данная практика определяется действующей социально‑политической моделью и правовым укладом конкретного государства. В рамках отдельной организации могут действовать любые ограничения на доступ к информации, связанные с корпоративной политикой.
Литература Жирков Г В. История цензуры в России в XIX–XX вв. – М.: Аспект Пресс, 2001. Закон РФ от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Панкеев И. А. Правовое регулирование СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2019.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019