(19.11. 1909, Вена) — амер. экономист, социолог, публицист, специалист в области проблем управления. В 1931 г. получил ученую степень доктора юриспруденции во Франкфурте; в 1937 г. эмигрировал в США, где был экономическим и финансовым консультантом крупнейших корпораций; с 1942 по 1949 г.— проф. философии и политики в Беннингтон- ском колледже, в 1950—1970 гг.— проф. в Высшей школе бизнеса при Нью- Йоркском ун-те, с 1972 г.—проф. социальных наук в Клермонт-колледже (Калифорния) ; почетный доктор мн. зарубежных ун-тов. Д. заявил о себе как ведущий теоретик т. наз. «эмпирической школы», в индустр. социологии, к-рая претендует на синтез «классической школы» менеджмента с доктриной «человеческих отношений». Для этого направления характерен сдвиг научной проблематики от организации рабочего места (Тейлоризм) и исследования социальной (неформальной) организации предприятия (Мэйо) к изучению управленческой структуры корпорации как обществ, ин-та, социальных последствий механизации и автоматизации производства, места и роли менеджера в совр. об-ве, классовой структуре капиталистического об-ва. Стремление соединить абстрактно-филос. обобщения с управленческими рекомендациями, максимально приближенными к нуждам практики, обусловило довольно эклектичную методологическую позицию «эмпирической школы». Этому отвечает и идейно-теоретическая платформа Д., к-рую он назвал «политической экологией». Согласно его т. зр., человека следует представлять как единство обществ., экономических и политических отношений, к-рые в совокупности образуют его социальную природу. Люди как носители опред. ценностей и ролей должны анализироваться социологом в контексте ин-тов, в к-рые они включены, и связанных с ними идей и действий. Сохранение динамичного, противоречивого равновесия между элементами такой системы осуществляется через целесообразный и управляемый процесс социальных нововведений.
«Политическая экология», если она принимается в кач-ве социальной программы деятельности, требует от человека, особенно руководителя, принятия опред. ответственности перед об-вом. Осн. ин- том, в полной мере реализующим эти программные установки, выступает, по мн. Д., деловое предпринимательство. Он считает, что крупные корпорации, хотя численно они составляют меньшинство, тем не менее явл. идейными и социальными лидерами об-ва, т. е. выступают его представительным типом, в наибольшей степени выражающим обществ, идеалы, помыслы и чаяния граждан. Если на раннем этапе понятие «менеджмент» Д. относил только к сфере бизнеса, то позже (в 70-е гг.) — он применяет его также к неделовым организациям (здравоохранение, образование, наука и др.). Для Д. характерен «менеджериальный редукционизм»: сведение проблем совр. развития к проблеме управления об-вом, понимаемого аналогично крупной корпорации. Совр. об-во, по Д.,— это плюралистическое «общество организаций», все большее число членов к-рых становятся менеджерами и «профессионалами знания». Отсюда выводится ведущая роль в совр. жизни менеджмента, к-рый — в противоположность своекорыстной технократии,— связывая своей деятельностью все социальные ин-ты воедино, должен идти дальше непосредственной выгоды, делая человеческую жизнь плодотворной и формируя новое кач-во жизни об-ва и экономики, общины и индивида. В этой связи Д. формулирует «этику благоразумия» — своего рода категорический императив «общества организаций», Д. призывает ограничить произвол в деятельности организаций, к-рый может обернуться для человечества катастрофическими последствиями. Д. критикует социологов, к-рые изучают не столько об-во в целом, сколько его отдельные ин-ты. Совр. острокризисный этап развития об-ва по аналогии с концепциями Маклуэна определяется Д. через понятие «глобальный торговый центр», обслуживаемый электронными средствами связи, ЭВМ и др. «технологическими продолжениями» человека. Отсюда Д. выводит необходимость для США, как ведущей технической и технологической силы современности, проявлять сдержанность и мудрость в международных делах, стремиться ограничить присущие совр. миру противоречия до размера поддающихся регулированию «малых конфликтов». Д. противопоставляет свои идеи марксизму.
Д. известен своими работами по сравнительному исследованию культур, в к-рых он, выступая против политэкономического редукционизма, пытается вывести присущую каждой изучаемой культуре (напр., европ., японской, китайской) «формулу успеха». А. И. Кравченко