Драматургия в социологии
Драматургия в социологии
(социология взаимного присутствия). Подход к социальному анализу, связанный в первую очередь с именем Эрвина Гофмана. Он считал театр основой аналогии с повседневной жизнью. Социальная деятельность рассматривается как «спектакль», в котором актеры как исполняют, так и режиссируют свои действия, стремясь управлять впечатлениями, передаваемыми другими (управление впечатлениями). Цель актеров состоит в том, чтобы представить себя в целом в благоприятном свете способами, соответствующими специфическим ролям и социальным «установкам» — последний термин введен Гофманом для физических внешних атрибутов, отражающих особые роли или статус. Похожим образом социальные акторы действуют как члены «групп», стремясь сохранить «фасадные» и спрятать от глаз «закулисные» социальные отношения. Поскольку им придется играть разные роли в различных ситуациях, они также при случае считают необходимым практиковать сегрегацию аудитории, скрывая другие выполняемые роли, которые, если бы стали видимыми, угрожали бы впечатлению, создаваемому в настоящий момент. Модель интеракции, включаемая в драматургию, предполагает неизбежность действия, подразумеваемого частично. По Гофману, социальный порядок — это случайный результат, всегда грозящий осложнениями и провалами на сцене. Драматургия как один из аспектов теории социального действия исходит от самого индивида и рассматривает пути, которыми он выражает и поддерживает те или иные образы собственного «Я» в различных ситуациях. Манипулирование образом составляет основу драматургического подхода [12]. Данный подход, на наш взгляд, можно было бы соотнести с фрагментами театрально-портретной модели коммуникации Н. Евреинова. [8].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.