Douglas, Mary) (1921— ) — британский социальный и культурный антрополог, проведший особое изучение ритуала, символики и ТАБУ (например, "Чистота и опасность", 1966; "Естественные символы", 1970) с точки зрения их воздействия на женщин. Она показывает, что ритуальные запреты, включая ограничения на деятельность женщин, появляются там, где социальные явления способны "угрожать" существующим классификационным системам.
ДУГЛАС МЭРИ
ДУГЛАС МЭРИ
Источник: Большой толковый социологический словарь
Дуглас Мэри
брит анский социолог и антрополог, внесла вклад в изучение ритуалов, табу. Существенное место в ее творчестве занимает проблематика изучения рисков и опасностей через призму культурных факторов. - Соч.: Мери Дуглас. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу. (Пер. с анг.) М.: Какон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000; Риск // Thesis, 1994. № 5 (в соавторстве с А. Вилдавски и К. Дейк); Douglas, М. Essays in the Sociology of Perception. London: Routledge and Kegan Paul, 1982; Risk and Culture: an Essay on the Selection of Technical and Environmental Dangers. Berkeley, CA: University of California Press, 1982 (together with A. B. Wildavsky); Risk Acceptability According to the Social Sciences. London: Routledge and Kegan Paul, 1986; Risk as a Forensic Resource. Daedalus, 1990; Risk and Blame: Essays in Cultural Theory. London: Routledge, 1992.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ДУГЛАС Мэри
DOUGLAS, Mary) (p. 1921) Британский социальный антрополог, проводившая полевые исследования в Бельгийском Конго (Заире) в 1949-50 гг. и в 1953 г. Дуглас внесла крупный вклад в разработку таких разных тем, как магия и колдовство (Douglas, 1970a), загрязнение (1966), риск (Douglas and Wildavsky, 1982), институциональные формы (1986), социальные смыслы (1973; 1975), потребительское поведение (Douglas and Isherwood, 1978). Для всех ее работ характерен интерес к тому, каким образом группы реагируют на риск и неопределенность. В интеллектуальном развитии Дуглас значительную роль сыграли исследования колдовства у азанде Э. Эванса-Причарда (Evans-Pritchard, 1937; Douglas, 1980). Например, в «Чистоте и опасности» (1966) Дуглас показала, как представления о загрязнении способствуют установлению социального порядка вопреки неопределенности и опасности, и как в качестве метафоры социальной стабильности функционирует человеческое тело. Она разработала также теорию социальных отношений, обозначаемую как дихотомия «разметка/группа» (1970b). Переменная «группа» связана со степенью коллективной привязанности к социальным единицам, а переменная «разметка» (grid) относится к социальным ограничениям, с которыми индивид сталкивается в результате приписываемого статуса. Дуглас критиковала также утилитаристские теории потребления (Douglas and Isherwood, 1978). В числе других ее работ «Леле Касаи» (1963), «Культурный уклон» (1978), «В полный голос» (1982а), «Эссе по социологии восприятия» (1982b), «Риск и вина» (1992). См. также: Профанное; Рефлексивная модернизация; Риск/Общество риска; Тело.
Источник: Социологический словарь