ДУГЛАС МЭРИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ДУГЛАС МЭРИ
Douglas, Mary) (1921— ) — британский социальный и культурный антрополог, проведший особое изучение ритуала, символики и ТАБУ (например, "Чистота и опасность", 1966; "Естественные символы", 1970) с точки зрения их воздействия на женщин. Она показывает, что ритуальные запреты, включая ограничения на деятельность женщин, появляются там, где социальные явления способны "угрожать" существующим классификационным системам.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Дуглас Мэри
брит анский социолог и антрополог, внесла вклад в изучение ритуалов, табу. Существенное место в ее творчестве занимает проблематика изучения рисков и опасностей через призму культурных факторов. - Соч.: Мери Дуглас. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу. (Пер. с анг.) М.: Какон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000; Риск // Thesis, 1994. № 5 (в соавторстве с А. Вилдавски и К. Дейк); Douglas, М. Essays in the Sociology of Perception. London: Routledge and Kegan Paul, 1982; Risk and Culture: an Essay on the Selection of Technical and Environmental Dangers. Berkeley, CA: University of California Press, 1982 (together with A. B. Wildavsky); Risk Acceptability According to the Social Sciences. London: Routledge and Kegan Paul, 1986; Risk as a Forensic Resource. Daedalus, 1990; Risk and Blame: Essays in Cultural Theory. London: Routledge, 1992.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ДУГЛАС Мэри
DOUGLAS, Mary) (p. 1921) Британский социальный антрополог, проводившая полевые исследования в Бельгийском Конго (Заире) в 1949-50 гг. и в 1953 г. Дуглас внесла крупный вклад в разработку таких разных тем, как магия и колдовство (Douglas, 1970a), загрязнение (1966), риск (Douglas and Wildavsky, 1982), институциональные формы (1986), социальные смыслы (1973; 1975), потребительское поведение (Douglas and Isherwood, 1978). Для всех ее работ характерен интерес к тому, каким образом группы реагируют на риск и неопределенность. В интеллектуальном развитии Дуглас значительную роль сыграли исследования колдовства у азанде Э. Эванса-Причарда (Evans-Pritchard, 1937; Douglas, 1980). Например, в «Чистоте и опасности» (1966) Дуглас показала, как представления о загрязнении способствуют установлению социального порядка вопреки неопределенности и опасности, и как в качестве метафоры социальной стабильности функционирует человеческое тело. Она разработала также теорию социальных отношений, обозначаемую как дихотомия «разметка/группа» (1970b). Переменная «группа» связана со степенью коллективной привязанности к социальным единицам, а переменная «разметка» (grid) относится к социальным ограничениям, с которыми индивид сталкивается в результате приписываемого статуса. Дуглас критиковала также утилитаристские теории потребления (Douglas and Isherwood, 1978). В числе других ее работ «Леле Касаи» (1963), «Культурный уклон» (1978), «В полный голос» (1982а), «Эссе по социологии восприятия» (1982b), «Риск и вина» (1992). См. также: Профанное; Рефлексивная модернизация; Риск/Общество риска; Тело.

Источник: Социологический словарь