ДУХОВЕНСТВО
ДУХОВЕНСТВО
англ. clergy; priesthood; нем. Geistlichkeit. Служители религиозного культа.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ДУХОВЕНСТВО
сословная категория священнослужителей, наделенная исключительным правом совершать священнодействия (богослужение и т. п.) при отправлении культа религиозного. Для общего обозначения Д. иногда также применяется термин «священство». Исключительность полномочий Д. определяется специальной процедурой возведения подготовленных для этого верующих в духовный сан (обычно - рукоположением, которое совершает представитель Д., имеющий более высокий сан). Подразумевается, что принадлежность к Д. означает обладание особым даром от высшей сверхъестественной сущности (Бога). Это дает полномочия Д. посредничать между верующими и предметом их религиозного культа, заниматься духовным наставничеством паствы, проповедовать вероучение и обращать людей в религию. Д. образует состав священнослужителей в тех организациях религиозных, где исповедуемая религия предполагает наличие клира. Структура Д. всегда представляет собой иерархию, со строго установленными обязанностями и компетенциями для каждого ее уровня. В случае, когда имеет место государственная религия, принадлежащее к государственной церкви Д. обладает привилегированным статусом и возможностью широкого социального влияния (см. Клерикализм). Может существовать так называемое белое Д. (не имеющее монашеского звания, для которого допускает брачная жизнь) и черное Д. (из принявших монашество - как пребывающих в монастырях, так и несущих религиозное служение вне монашеской общины). Институт Д. принято относить преимущественно к христианским конфессиям (православию и католицизму). В исламе, иудаизме, буддизме и других религиях прямого аналога этому институту не существует, хотя наличествуют собственные категории служителей культа, имеющие сходство с Д. по ряду статусных и функциональных аспектов.
Источник: Социология религии. Словарь.
Духовенство
Духівництво. Clergy (priesthood). Д. – служители религиозных культов. В христианстве различается белое духовенство (secular clergy), имеющее право вступать в брак, и черное духовенство (regular clergy), монашествующее, т. е. не имеющее право вступать в брак. Практически во всех религиях религиозная деятельность клира (священнослужителей) осуществляется на основе религиогемы “наместника бога на Земле” – Аллаха, Христа, Будды и т. д. Такие представления выполняют функцию идеологического обоснования права совершать от имени бога регламентированные им действия в отношении верующих. Степень такого права зависит от места священнослужителя в системе клерикальной иерархии и выражается в форме соответствующих религиозных обрядов: от посвящения (например, процедура крещения, инициации и т. д.) до отлучения от веры. Такая система права является одним из необходимых оснований превращения религии в социальный институт. Во времена Реформации, вместе с возникновением протестантизма, была сделана попытка уничтожить систему священного посредничества. Это вылилось в постулате индивидуальной ответственности перед богом. Однако протестантизм постепенно сам стал порождать профессиональных посредников и одновременно легализовал образование бесконечного числа различных религиозных групп (сект, деноминаций и т. д.). Хотя Реформация происходила в Европе и касалась в основном католицизма, ее социально-культурные последствия выходили далеко за рамки Европы. Требование индивидуальной ответственности перед богом переросло в социально-политический принцип свободы совести, вплоть до права на неверие, т. е. атеизм, ставший, с одной стороны, признаком культуры научного мышления, а с другой – культуры социальных отношений, закрепленной в конституциях многих стран мира. Это значительно ускорило процесс секуляризации, или снижения значимости религии и клира в обществе и, соответственно, обусловило более свободную научную критику религиозных доктрин. См. также Секуляризация.