Духовность
Духовность
индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеаль ной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других» (такой подход чаще рассматривается как душевность).
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
ДУХОВНОСТЬ
характеристика деятельностной силы сознания, высший уровень развития личности, социальных групп и социальных систем. Является основой саморегуляции индивидов и социальных групп, поскольку её эмоционально-волевой компонент включает высшие человеческие ценности. См. ЦЕННОСТИ.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
ДУХОВНОСТЬ
индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать “для других”. Под Д. преимущественно подразумевается первая их этих потребностей, под душевностью – вторая. С категорией Д. соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
Духовность
Духовність. Spirituality. 1. Состояние духовной культуры индивида, группы или общества в целом, характеризующееся отсутствием отчуждения, внутренних противоречий, гармонией социальных интересов, наличием абсолютных ценностей (идеалов) и норм, т. е. всей совокупности духовных богатств. 2. В религии – лояльное отношение или принадлежность к религиозной вере, что в представлениях верующих позволят обрести религиозный опыт, т. е. опыт общения со сверхъестественными силами. На самом деле здесь духовность равнозначна иллюзорной системе образов мира, на которые ориентируется верующий в своем повседневном поведении. См. также Опыт духовный.
Духовность
характеристика субъективных качеств человека, наличие которых придает существованию человека форму бытия универсума, с одной стороны, а, с другой стороны, предопределяет осознанное и досознательное стремление соответствовать "законам" универсума, быть вписанным в бытие универсума. В реальном пространстве социокультурного бытия законы универсума приобретают вид "заповедей", введенных высшими духовными учителями от имени универсума и предполагающих прохождение пути понимания, принятия и осуществления. В рефлексивном механизме духовность представлена через посредство мироотношения и его эталонизированных типов (ценностей), опосредованно через "мировоззрение" (высшие и целостные онтологии).
Источник: Методологический словарь для управленцев
Духовность
одно из наиболее актуальных и неоднозначных понятий современного знания человека о себе как неделимом элементе живого пространства Космоса и о самом этом пространстве, где локализуются человеческие сущностные отнесения (в том смысле сущности человека, который определяет ее как «ансамбль общественных отнесений» по К. Марксу). Духовность, по В. П. Казначееву, «объединяет границу самых больших пределов нашего знания с самыми большими пределами нашего незнания». Более конкретно духовность может рассматриваться как: а) идеальная представленность человека в другом (по А. В. Петровскому); б) совокупность человеческих ценностей и смыслов познания, переживаний, отношений, творчества (по В. Франклу); в) потребность каждого человека в преобразовании себя и обстоятельств жизни (по К. Левину и Э. Бауэру); г) потребность в становлении себя и жизни, т. е. вдеятельности, направленной на то, чтобы посредством уничтожения определенных сторон, черт, явлений внешнего мира дать себе реальность в форме внутренней действительности (по Гегелю). Духовность в современном научном понимании обретает объективную реальность как принцип неразделимости человека с живым космическим пространством, а также прошлого, настоящего и будущего человека. Перекодированное на человеческий язык восприятие этой целостности может быть названо духовностью.
Источник: Словарь справочник по социальной работе