система идеологического воздействия на массовое сознание и социальную психологию народов стран Азии, Африки и Латинской Америки в целях обоснования, оправдания и закрепления их неравноправного, зависимого, эксплуатируемого положения в мировом хозяйстве. Д. к. зародился в эпоху колониальных захватов на основе расистских теорий о превосходстве белой, «высшей» расы над остальными, «низшими» расами, о биологической ущербности, физической и психологической неполноценности «цветных» и «черных» народов, об их мнимой неспособности к самостоятельному развитию. Колонизаторы стремились уничтожить самобытную культуру угнетенных народов, навязать им представления о западных ценностях и социальных ориентирах как о высших достижениях культуры господствующей белой расы. По мере развития освободительного движения, роста национального самосознания порабощенных народов западная пропаганда старается замаскировать расистскую сущность Д. к., выдвигая на первый план концепцию о превосходстве культуры развитого Запада над культурой «отсталого Востока».
В эпоху крушения колониальной системы, становления десятков молодых суверенных государств основной функцией Д. к. становится идеологическое обоснование и пропагандистское обеспечение неоколониализма, главной целью которого является внедрение в массовое сознание освободившихся народов идеи об исторической закономерности и необходимости следования по западному пути развития. Для этого применяется широкий спектр средств «информационного империализма»: печать, радио, телевидение, кино. Народы освободившихся стран ведут все более активную борьбу против Д. к. В возрождении национальной культуры они видят средство духовного раскрепощения людей. В странах Азии, Африки, Латинской Америки восстанавливаются разрушенные колонизаторами памятники архитектуры, создаются национальные школы живописи, ансамбли народного танца, песни, театральные студии, обращающиеся в своем творчестве к народной традиции. В ряде освободившихся стран возрождение традиционных духовных ценностей, в частности религиозных, проходит под лозунгами национальной исключительности и замкнутости, отрицания какой бы то ни было значимости достижений западной культуры. На этой почве возникают концепции «эндогенного развития» африканских народов, негритюда и т. д. Это ведет к негативным последствиям, застою и даже регрессу в духовной жизни народов. Напротив, там, где многовековая культура народов развивающихся стран не противопоставляется культуре Запада, процесс становления национальной самобытности, пробуждения и развития национального самосознания протекает более плодотворно.
Стремясь покончить с засильем западных средств массовой информации, эти страны выдвигают требование об установлении нового международного информационного порядка, создают собственные информационные агентства и международные объединения.