soul), понятие, выражающее исторически менявшиеся воззрения на внутр. мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция, не зависимая от тела. Д. часто называют то, что придает личности неповторимость (эмоции, разум и духовные устремления) и сохраняется, как считают, после смерти. В нек-рых религиях, однако, человек может иметь неск. душ. Существуют разл. теории о природе Д. В индуизме душа - атман — вновь и вновь возрождается в разных телах благодаря перевоплощению; адвайта-веданта отождествляет Д. с брахманом, всеобщим духом, высшей реальностью. Буддисты, признавая перевоплощение, вместе с тем отвергают идею индивидуальной Д., человеческого я (Три свойства бытия). В христианстве всякая Д. считается бессмертной, каждая рождающаяся — новым, неповторимым Божьим творением. Тело — это храм Д., к-рый освящается ее присутствием. Почитание Д. усопших, особеннов предков (культ предков), распространено во мн. религиях Африки и составляет важную часть кит. и яп. религ. практики (синтоизм).
Душа
Душа
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Душа
(от лат. anima – душа), в большинстве религий мира особая нематериальная субстанция, независимая от тела; бестелесный, бессмертный элемент, источник жизни физического тела.
Концепция Д. связана с представлением об одушевлённости материи. Первичное разделение предметов на «живые» и «мёртвые» в первобытных верованиях привело к обозначению термина «Д.» в различных языках через «дыхание». Как правило, Д. связывалась с каким-либо отдельным существом или предметом и традиционно ассоциировалась с разными функциями и органами тела: кровью (иудаизм), сердцем (Кащей в русском фольклоре), носом (индейцы Анд) и т.п. Многим народам мира известно представление о множественности душ (например, эвенкам, горноалтайским народам). Понятие Д. восходит к анимистическим представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда растения), которая покидает его во время сна или в случае смерти (см. анимизм). С этим связано представление о переселении душ. Часто Д. ассоциировалась с тенью, с отражением лица или тела в воде, зеркале, с портретом, что сближает понятия «Д.» и «двойник». Для ранних этапов развития культуры характерно представление о зооморфной Д.; широко распространён в верованиях разных народов образ Д.птицы. В поздних религиях Д. изображается в виде принадлежащего ей тела, нередко прозрачного, с крыльями и т.д. В разных религиях Д. и тело зачастую резко противопоставлены друг другу; крайнее выражение этот принцип находит в аскетизме.
Концепция Д. связана с представлением об одушевлённости материи. Первичное разделение предметов на «живые» и «мёртвые» в первобытных верованиях привело к обозначению термина «Д.» в различных языках через «дыхание». Как правило, Д. связывалась с каким-либо отдельным существом или предметом и традиционно ассоциировалась с разными функциями и органами тела: кровью (иудаизм), сердцем (Кащей в русском фольклоре), носом (индейцы Анд) и т.п. Многим народам мира известно представление о множественности душ (например, эвенкам, горноалтайским народам). Понятие Д. восходит к анимистическим представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда растения), которая покидает его во время сна или в случае смерти (см. анимизм). С этим связано представление о переселении душ. Часто Д. ассоциировалась с тенью, с отражением лица или тела в воде, зеркале, с портретом, что сближает понятия «Д.» и «двойник». Для ранних этапов развития культуры характерно представление о зооморфной Д.; широко распространён в верованиях разных народов образ Д.птицы. В поздних религиях Д. изображается в виде принадлежащего ей тела, нередко прозрачного, с крыльями и т.д. В разных религиях Д. и тело зачастую резко противопоставлены друг другу; крайнее выражение этот принцип находит в аскетизме.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия