ДВОЙСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
ДВОЙСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
DUAL CONSCIOUSNESS) В рамках социологической полемики о классовом сознании индустриальных рабочих, развернувшейся в 1970-е гг., утверждалось, что люди обладают двойственным сознанием тогда, когда в одно и то же время они придерживаются двух явно несовместимых наборов убеждений. Этот термин обычно применялся в отношении членов рабочего класса в европейских обществах, которые обладали как убеждениями, формируемыми господствующей культурой посредством системы образования, так и убеждениями, порождаемыми опытом работы и жизнью рабочего класса. Утверждалось, что первый тип убеждений обычно обнаруживается при проведении опросов, в ходе которых задаются абстрактные вопросы, тогда как второй тип наиболее отчетливо проявляется в практической деятельности. Например, многие респонденты, заявляющие в ходе опроса о том, что они не одобряют забастовок, участвуют в подобных действиях на своем рабочем месте. См. также: Гегемония; Господствующей идеологии тезис; Грамши; Прагматическое принятие. Лит.: Parkin (1971)
Источник: Социологический словарь
Двойственное сознание
Двоїста свідомість. Dual consciousness. 1. Согласно В. И. Ленину – признак мелкобуржуазной духовной культуры. Проблема Д. с. как социологическая проблема впервые была сформулирована В. И. Лениным при анализе социального положения крестьянства в царской России при решении вопроса о союзниках пролетариата в будущей социалистической революции. Д. с. крестьянства, по мнению В. И. Ленина, определялось двойственной классовой природой крестьян, которые крестьяне, с одной стороны, или стремятся стать собственниками собственник, а с другой – труженики, что требует особой тактики в поиске в крестьянине классового союзника рабочему. 2. В англоязычной социологии – совмещение в сознании индивидов (как правило, представителей рабочего класса) двух взаимоисключающих нормативно-ценностных систем, эмпирически фиксируемых в ходе социологических опросов. Например, неприятие классовой борьбы на словах и непосредственное участие в забастовочном движении. Первое отражает влияние господствующей культуры и свойственной ей системы образования, ориентированной на инкорпорацию рабочих в существующую систему капиталистических отношений, а второе является результатом жизненного опыта. См. также Идеологический аппарат государства.